Главная Образование

 Программа развития.

Паспорт ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ, Раздел 1.

 

развитие1

разв1

Введение

Программа развития муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад компенсирующего вида № 102» разработана в соответствии с целями реализации государственной образовательной политики Российской Федерации в области образования и является управленческим документом, определяющим перспективы и пути развития учреждения на среднесрочную перспективу.
Программа развития – локальный акт образовательной организации, определяющий стратегические направления развития образовательной организации. Программа как управленческий документ развития образовательной организации определяет целевые, содержательные и результативные приоритеты развития, задает основные направления эффективной реализации муниципального задания. Программа как проект перспективного развития ДОУ призвана:
- обеспечить качественную реализацию муниципального задания и всестороннее удовлетворение образовательных запросов субъектов образовательного процесса;
- консолидировать усилия всех заинтересованных субъектов образовательного процесса для достижения цели Программы.
При разработке Программы развития учитывалось актуальное состояние и резервные возможности образовательного учреждения, специфика региональных традиций образования, потребности родителей воспитанников, профессиональный уровень педагогов. В основу реализации Программы положен современный программно – проектный метод, сочетающий управленческую целенаправленность администрации и творческие инициативы сотрудников.
Наличие данной программы обеспечивает системность и преемственность в реализации воспитательных и образовательных задач, помогает исключить дублирование в работе учреждения, фокусировать внимание на актуальных проблемах педагогической деятельности, более эффективно реализовывать требования ФГОС ДО.
Результатом работы ДОУ является повышение эффективности работы образовательной организации, результатом реализации инициативных проектов – высокий уровень удовлетворенности общества качеством дошкольного образования.

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ
муниципального бюджетного дошкольного
образовательного учреждения
«Детский сад компенсирующего вида № 102»

Наименование Программы Программа развития муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад компенсирующего вида № 102» на 2018-2020 г.г. (далее Программа)
Заказчики Программы Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад компенсирующего вида № 102»
Разработчики Программы Заведующий ДОУ -
Пашенко Наталья Георгиевна
Заместитель заведующего по УВР -
Павлова Алла Анатольевна
Педагог-психолог
Халатян Ирина Азизовна
Исполнители Программы Заведующий ДОУ, заместитель заведующего по УВР, заместитель заведующего по АХР, воспитатели, педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, старшая медицинская сестра и медицинский персонал, учителя-логопеды, родительская общественность, социум.
Основания для разработки Программы - Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.89);
- Конституция РФ от 12.12.1993 (ст. 38,41,42,43);
- Закон РФ "Об образовании в Российской Федерации" № 273-ФЗ от 29.12.2012 г.;
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155); Национальная доктрина образования Российской Федерации до 2025 года (утверждена Постановлением Правительства РФ от 17.02.2008 № 1662 – р);
- Концепция долгосрочного социально- экономического развития РФ на период до 2020 года;
- "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» СанПиН 2.4.1.3049-13 (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 года №26)
- Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 N 1014 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования";
- Государственная программа Курской области «Развитие образования в Курской области» (утверждена постановлением Администрации Курской области от 15 октября 2013 г. № 737- па);
- Постановление Администрации Курской области «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки Курской области» от 26.04.2013 № 234- па;
- Устав МБДОУ №102 (утвержден приказом комитета образования города Курска от 21.12.2017 г. № 1219).
Цель Программы Использование возможностей интеграции в образовательном процессе, реализующей право каждого ребенка на качественное и доступное образование, обеспечивающее равные стартовые возможности для полноценного физического и психического развития детей.

Задачи Программы 1.Разработка необходимых педагогических условий для создания и развития образовательного пространства для различных категорий воспитанников.
2. Совершенствование программно-методического комплекса ДОУ, объединяющего в себе учебно-методические комплекты по возрастному принципу, программы взаимодействия с семьёй и социальными партнерами, программы дополнительного образования, индивидуального сопровождения.
3. Обеспечение условий для развития кадрового потенциала, предоставление возможности для профессионального роста педагогических работников.
4.Развитие системы управления ДОУ в рассмотрении вопросов стратегического характера и ее финансово-хозяйственной деятельности.
5. Повышение эффективности использования инновационной инфраструктуры ДОУ, обеспечивающей сетевое, социальное, образовательное взаимодействие с различными социальными партнерами ДОУ в рамках обеспечения безопасной и здоровьесберегающей среды.
6. Функционирование системы пожарной, антитеррористической, санитарно- эпидемиологической безопасности и здоровьесберегающей среды образовательного учреждения.
7. Построение системы взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников как полноценной подсистемы образовательного процесса, основу которой составляет идея социального партнерства.

- создать оптимальные условия для реализации мероприятий по ИПРА ребенка-инвалида (12 человек);

Сроки реализации Программы 2018-2020 годы
Объемы и источники финансирования Программы Источник финансирования Программы – средства финансирования бюджета города Курска, областного бюджета.
Общий объем финансирования Программы составляет 11 176 440,0, в том числе по годам:
2018 год – 3 725 480,0
2019 год – 3 725 480,0
2020 год – 3 725 480,0
Средства бюджета города Курска – 3 460 440,0, в том числе по годам:
2018 год – 1 153 480,0;
2019 год – 1 153 480,0;
2020 год – 1 153 480,0;
Средства от оказания услуг от приносящей доход деятельности (родительская оплата) – 7 168 800,0 в том числе по годам:
2018 год – 2 389 600,0;
2019 год – 2 389 600,0;
2020 год – 2 389 600,0;
Средства от оказания услуг от приносящей доход деятельности (НП «Попечительский совет ДОУ №102») – 547 200,0
2018 год – 182 400,0;
2019 год – 182 400,0;
2020 год – 182 400,0;
Объемы финансирования мероприятий Программы ежегодно уточняются в установленном порядке при формировании или уточнении бюджета на соответствующий год и плановый период.
Целевые показатели Программы - Количество детей с ограниченными возможностями здоровья, получающих дошкольное образование по адаптированным образовательным программам;
- количество детей-инвалидов, обучающихся по индивидуальным адаптированным программам в ДОУ;
- количество воспитанников ДОУ, участвующих в творческих конкурсах;
- количество проведенных городских конкурсов, смотров, выставок различной направленности с участием педагогов и воспитанников;
- реализация здоровьесберегающих технологий в ДОУ;
- количество воспитанников, посещающих ДОУ;
- количество работников ДОУ, обученных мерам пожарной безопасности;
- количество работников ДОУ, принимающих участие в конкурсах профессионального мастерства, смотрах, городских выставках.
Ожидаемые результаты реализации Программы В результате реализации мероприятий Программы повысится доступность дошкольного образования, удовлетворенность населения качеством дошкольного образования, будет сохранена система функционирования и обеспечено дальнейшее развитие ДОУ, созданы условия по обеспечению пожарной, антитеррористической и санитарно-эпидемиологической безопасности.
Реализация мероприятий Программы позволит получить следующие основные результаты:
- обеспечить воспитанникам и их родителям (законным представителям) доступность полной и объективной информации о ДОУ, содержании и качестве их программ (услуг), в том числе за счет функционирования сайта;
- обеспечить стабильность педагогического состава (100% укомплектованности штатов);
- повысить педагогическое творчество и самореализацию инициативы педагогов ДОУ через участие в конкурсе профессионального мастерства «Воспитатель года» (к 2020 году количество участников достигнет 2 человека);
- создать условия администрации и педагогическим работникам ДОУ для повышения квалификации. В связи с повышением уровня квалификации педагогических кадров увеличится обеспеченность ДОУ кадрами высокой квалификации, повысится престиж педагогической профессии (к концу 2020 года 15 педагогов ДОУ пройдут курсы повышения квалификации);
- увеличить долю воспитанников, принимающих участие в городских конкурсах: «Звонкий голосок», «Веселый каблучок», «Золотой ларец» - до 30%;
- создать оптимальные условия для реализации мероприятий по ИПРА ребенка-инвалида (12 человек).

Раздел 1. Информационная справка о ДОУ

Характеристика текущего состояния
дошкольного образовательного учреждения
Полное название: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад компенсирующего вида № 102»
Юридический адрес: 305040, Российская Федерация, Курская область, город Курск, проспект Дружбы дом 5а
Сайт: http://sad102kursk.ru
Контактный телефон: +7 (4712) 57-47-95
Учреждение создано на основании приказа ГОРОНО «Об открытии муниципального дошкольного образовательного учреждения «Ясли-сад №102» от 31.12.1982 года № 1529 с наименованием: Ясли-сад №102.
Приказом комитета образования города Курска № 615 от 20.07.2000 г. муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Ясли-сад №102» переименовано в муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №102 компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалификационной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников»
Приказом комитета образования г.Курска №230 от 01.03.2001г. муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №102 компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалификационной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников» переименовано в МДОУ «Детский сад компенсирующего вида №102» г. Курска.
Приказом комитета образования №1439 от 20.12.2012 г. МДОУ «Детский сад компенсирующего вида №102» г. Курска переименовано в МКДОУ «Детский сад компенсирующего вида №102»
Приказом комитета образования г. Курска № 52 от 20.01.2014г. МКДОУ №102 переименовано в МБДОУ №102.
ДОУ – типовое здание, представляет собой два двухэтажных корпуса, соединенных тепловым переходом.
Проектная мощность учреждения 120 мест, в ДОУ функционируют 6 групп, все группы дошкольного возраста.В текущем году ДОУ посещают 190 детей.
Учредитель ДОУ: функции и полномочия учредителя от имени муниципального образования «Город Курск» осуществляет комитет образования города Курска.
Управляющая система – заведующий Пашенко Наталья Георгиевна, заместитель заведующего по УВР – Павлова Алла Анатольевна, заместитель заведующего по АХР – Япрынцева Ольга Николаевна, старшая медсестра Панина Светлана Вячеславовна.
Статус: тип – дошкольное образовательное учреждение, вид – детский сад компенсирующего вида.

Режим работы, организация питания
ДОУ и группы в нем работают в режиме пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями: суббота и воскресенье. Длительность пребывания в группах Учреждения –
- 12 часов в день (с 7 часов до 19 часов вечера) в режиме полного дня.
В ДОУ устанавливается:
- четырехразовое питание детей в день из расчета 12-часового пребывания ребенка в ДОУ.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад компенсирующего вида № 102» является некоммерческой организацией, целью которого является осуществление образовательной деятельности по образовательным программам дошкольного образования, присмотра и ухода за детьми.
Для достижения цели ДОУ осуществляет следующие основные виды деятельности:
1) реализация основных общеобразовательных программ дошкольного образования;
2) присмотр и уход;
3) предоставление питания;
4) первичная медико-санитарная помощь, включенная в базовую программу обязательного медицинского страхования;
5) реализация дополнительных общеразвивающих программ;
6) психолого-педагогическое сопровождение воспитанников, их родителей
(законных представителей) и педагогических работников;
7) коррекционно-развивающая, компенсирующая и логопедическая помощь воспитанникам.
За каждой группой закреплена прогулочная площадка, на которой имеются крытые навесы, пространства возле них оснащены игровым оборудованием и атрибутикой разного рода. Все компоненты предметной развивающей среды увязываются между собой по содержанию, масштабу и художественному решению. Установлен спортивно-игровой комплекс для активных игр на спортивной площадке. На территории имеются клумбы для цветов на участке каждой группы. Здание соответствует санитарным и гигиеническим нормам, обеспечивающим охрану здоровья воспитанников и персонала, оборудовано и оснащено для реализации образовательных программ дошкольного образования. Материально-техническая база оснащена всем необходимым. Групповые помещения, музыкальный и физкультурный залы функциональной мебелью и игровым оборудованием в соответствии с требованиями СанПиН. Расстановка мебели, игрового и дидактического материала в групповых комнатах согласовывается с принципами развивающего обучения, индивидуального подхода, дифференцированного воспитания. Развивающая предметно-пространственная среда организована в соответствии с возрастными особенностями, интересами, интеллектуальным развитием детей, что способствует формированию познавательной сферы и укреплению психофизического здоровья воспитанников.
В целях обеспечения целостного воспитательно-образовательного процесса для разностороннего развития ребенка педагогический коллектив в полном объеме реализует основную образовательную программу дошкольного образования. Программа определяет содержание образовательной деятельности по основным направлениям – физическому, социально– коммуникативному, познавательному, речевому и художественно-эстетическому развитию. Усвоение программного материала обеспечивает достижение воспитанниками готовности к обучению в школе. С детьми, нуждающимися в коррекционной помощи, работают учитель-логопед, педагог-психолог, социальный педагог. Проводятся коррекционные занятия, сеансы психо-эмоциональной разгрузки.
Деятельность ДОУ направлена на обеспечение непрерывного, разностороннего и своевременного развития каждого ребенка. Воспитательно-образовательная работа построена на основе медико-психолого-педагогической диагностики с учетом способностей детей и с целью обеспечения их максимальной самореализации.
Отличительной особенностью ДОУ является стабильность в работе педагогических кадров и обслуживающего персонала.

Характеристика состава воспитанников
дошкольного образовательного учреждения
Контингент воспитанников - дети от 1,5 до 8 лет. Группы формируются по возрастному принципу, количество воспитанников – 190 человек. Образовательная деятельность осуществляется в группах следующей направленности:

№ Группа Количество групп Возраст Количество детей
1 Группа компенсирующей направленности для детей 3-го года жизни 1 Дети 1,5-3 года 27
2 Группы компенсирующей
направленности для детей 4-го года жизни 2 Дети 3-4 лет 66
3 Группа компенсирующей
направленности для
детей 5-го года жизни 1 Дети 4-5 лет 31
4 Группа компенсирующей
направленности для
детей 6-го года жизни 1 Дети 5-6 лет 34
5 Группа компенсирующей направленности для детей 7-го года жизни 1 Дети 6-7 лет 32

Организация воспитательно-образовательного процесса
МБДОУ №102 на основании лицензии реализует Адаптированную образовательную программу дошкольного образования дошкольного образования для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья с нарушением опорно-двигательного аппарата по очной форме обучения на русском языке, которая разработана на основе общеобразовательной программы дошкольного образования «Радуга» под редакцией Т.Н.Дороновой.
.
Дополнительные общеобразовательные программы:
- Т.Б.Филичева, Г.В. Чиркина «Программа обучения детей с ФФН»;
- Т.Б.Филичева, Г.В. Чиркина «Программа обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста с ОНР»;
- Авдеева Н.Н., О.Л.Князева, Р.Б. Стеркина «Основы безопасности детей дошкольного возраста»,
- Князева О.В. «Приобщение детей к истокам русской национальной культуры»,
- С.Н. Николаева «Юный эколог»,
- Колесникова Е.В. «Математические ступеньки»,
- Колесникова Е.В.«От звука к букве»
- И. Каплунова, И. Новоскольцева, «Ладушки», Праздник каждый день, для детей,
- А.И. Буренина «Ритмическая мозаика», для детей 3-7 лет.
- . О.С.Ушакова«Программа развития речи дошкольников»
- СековецЛ.С.«Комплексная физическая реабилитация детей с нарушением опорно-двигательного аппарата»,
- Лыкова И.А."Программа художественного воспитания,обучения и развития детей 2-7 лет"
-Рыжова Н.А«Наш дом-природа.
- Слободяник Н.П.Программа эмоционального развития «Удивляюсь, злюсь, боюсь, радуюсь»

Сочетаемость программ, реализуемых в ДОУ, обеспечивает целостность педагогического процесса в полном объёме.
ООП ДО направлена на создание условий, которые способствуют полноценному развитию личности детей во всех основных образовательных областях, а именно: в сферах социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития на фоне эмоционального благополучия воспитанников и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям.
В ДОУ осуществляется комплексное психолого-медико-педагогическое сопровождение детей в целях выявления и ранней диагностики отклонений в развитии и (или) состояний декомпенсации и созданы специальные условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья. Такие дети обучаются по адаптированным образовательным программам дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата и дети-инвалиды.
ДОУ создана рациональная система воспитания, развития и обучения детей дошкольного возраста, позволяющая комплексно реализовывать основную образовательную программу дошкольного образования ДОУ и приоритетные задачи.
Результатом овладения воспитанниками Программы ДОУ является формирование у детей дошкольного возраста целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики достижений детей на этапе завершения уровня дошкольного образования.
Мониторинг реализации Программы, проводимый в конце учебного года (май), позволяет сделать вывод о выполнении Программы в полном объеме; стабильные результаты освоения Программы отражаются в сравнительных показателях положительной динамики формирования представлений, умений и навыков воспитанников по образовательным областям во всех возрастных группах.
Результативная работа коллектива ДОУ по реализации Программы и разностороннему развитию дошкольников подтверждается участием, достижениями и наградами в городских и областных мероприятиях:
- выставка-конкурс детского творчества воспитанников МДОУ г. Курска «Золотой ларец;
- городской вокальный конкурс МДОУ г. Курска «Звонкий голосок;
- городской хореографический конкурс МДОУ г. Курска «Веселый каблучок»;
- конкурс по пожарной безопасности среди муниципальных дошкольных образовательных учреждений города Курска «Детство без пожаров».

Взаимодействие с родителями (законными представителями)
воспитанников образовательного учреждения
Специалисты ДОУ работают в тесном сотрудничестве с семьями воспитанников:
- «Школа родителей»;
- «Школа отцов»
- индивидуальные консультации специалистов ДОУ;
- пропаганда педагогических знаний (анкеты, оформление уголка для родителей в каждой группе).
В 2016 году МБДОУ №102 создан «Консультативный пункт», деятельность которого организуется с целью обеспечения всестороннего развития, воспитания и обучения детей в возрасте от 1 до 7 лет, не охваченных дошкольным образованием, с целью выравнивания их стартовых возможностей при поступлении в школу и обеспечения успешной адаптации при поступлении в дошкольное образовательное учреждение, оказания профессиональной помощи родителям (законным представителям) в вопросах воспитания и развития детей с учетом их возрастных особенностей.
Непосредственную работу с родителями (законными представителями) и их детьми осуществляют специалисты консультативного пункта: учитель-логопед, педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, медицинская сестра и другие педагогические работники по запросу родителей (законных представителей), имеющиеся в образовательной организации.
В дошкольном учреждении родителям (законным представителям) предлагается участие в процессе образования, воспитания, свободное посещение занятий, режимных моментов. Традиционные формы работы, такие как: консультации, встречи, беседы, собрания дают определённые результаты. В настоящее время необходимо более тесное сотрудничество между администрацией, педагогами дошкольного учреждения и родителями (законными представителями). Для этого внедряются разнообразные формы работы с семьями: выставки, совместные музыкальные и спортивные праздники, конкурсы семейной самодеятельности, фотолетопись жизни группы, совместные творческие выставки детей и родителей (законных представителей). Совместная деятельность, тесное дружеское общение сближает взрослых и детей, создаёт положительный эмоциональный комфорт в ДОУ.
Изучение мнения родителей (законных представителей) об организации режима дня, питания, оздоровительной, образовательной и досуговой деятельности, условиях содержания детей, об отношении ребёнка к дошкольному учреждению и степени профессионализма педагогов показало, что родители (законные представители) доверяют коллективу и руководителю ДОУ и в целом довольны работой детского сада.

Характеристика социального окружения
образовательного учреждения

В рамках реализации Программы ДОУ выступает в роли активного помощника семье в обеспечении единого образовательного пространства ―детский сад - семья - социум, способствующего качественной подготовке ребенка к дальнейшему обучению в школе, воспитанию, развитию его индивидуальных возможностей и оздоровлению.
Взаимодействие ДОУ с социумом включает в себя:
1. Работу сорганами местного самоуправления.
2. Взаимодействие с учреждениями здравоохранения.
3. Взаимодействие с учреждениями образования, науки и культуры.

Взаимодействие со структурами 1 и 2 группы в основном направлено на качественное выполнение социального заказа. При выстраивании партнерских отношений со структурами 3 группы педагоги ДОУ стремятся к обогащению содержания деятельности учреждения.
Взаимодействие с каждым из партнеров базируется на следующих принципах: добровольность, равноправие сторон, уважение интересов друг друга, соблюдение законов и иных нормативных актов, обязательность исполнения договоренности, ответственность за нарушение соглашений.

Образовательные Социальные
Комитет образования и науки Курской области,
Комитет образования города Курска,
МКУ «Научно-методический центр города Курска»,
Курский государственный театр кукол,
МБОУ ДОД ДШИ № 7 ,
МБУ ДО «Дворец пионеров и школьников города Курска»,
МБУК «Детский специализированный центр досуга «Сказка»,
МБУК «Централизованная система библиотек города Курска»,
Военно-исторический музей «Юные защитники Родины»,
ОБУК «Курский областной краеведческий музей»,
МБОУ «СОШ №51»,
МБУ «Городской центр социальных программ «Спектр»,
Территориальная ПМПК города Курска,
ОГБУ ДПО КИРО,
Курский государственный университет,
КОО ВДПО МУЗ «Детская поликлиника
№ 8»,
Комитет социальной защиты населения

Взаимодействие с социумом способствует решению основных задач функционирования и развития ДОУ, позволяет устанавливать и расширять партнерские связи.

Кадровое обеспечение
в образовательном учреждении

ДОУ обеспечено творческими квалифицированными кадрами, рационально использует и развивает их профессиональные знания и опыт.
Характеристика кадрового состава педагогов по стажу работы показывает наличие смешанного педагогического коллектива, предполагающего оптимальное сочетание опытных и начинающих педагогов, что является основой для передачи профессионального опыта.
Образовательный процесс осуществляют 19 педагогов, в том числе:
14 воспитателей, 1 музыкальный руководитель, 1 педагог психолог, 2 учителя-логопеда, 1 инструктор по физической культуре.

Характеристика кадрового состава Количество
1. По образованию высшее педагогическое образование 13человек
среднее педагогическое образование 6 человек
2. По стажу до 5 лет 2 человека
от 5 до 10 лет 3 человека
от 10 до 15 лет 3 человека
свыше 15 лет 11 человек
3. По результатам аттестации высшая квалификационная категория 1 человек
первая квалификационная категория 11 человек
соответствие занимаемой должности 7 человек

ДОУ работает на протяжении 34 лет, коллективу ДОУ характерны работоспособность, профессионализм, стабильность, инициативность и инновационная деятельность.
Награждения педагогов:

Наименование награды Количество человек
Нагрудный знак «Почетный работник общего образования РФ» 7
Ежегодная муниципальная премия «Признание» в области образования в номинации «Руководитель» 1
Почётная грамота комитета образования города Курска 5
Грамота Комитета образования города Курска 12
Почётная грамота Администрации города Курска 2
Почётная грамота Областной Думы 0
Почётная грамота Курского городского собрания 1

Педагоги ДОУ постоянно повышают свою квалификацию: работают по темам самообразования, изучают методическую литературу, новинки педагогики, проходят курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки, участвуют в методических мастерских города, семинарах, мастер-классах, конкурсах профессионального мастерства и т.д.
Каждый раздел Программы прорабатывается не только на непосредственно организованной образовательной деятельности, но и в совместной и свободной деятельности. Образовательный процесс проходит в совместной игровой деятельности.
В общении педагогов с воспитанниками превалирует личностно-ориентированное взаимодействие.
Целью деятельности воспитательной системы образовательного учреждения является обеспечение индивидуальной траектории комплексного развития каждого ребёнка с учётом имеющегося у него психического и физического состояния здоровья, формирования психологической готовности к школе, развитие восприятия, воображения, художественно – творческой деятельности детей.
Воспитательная система строится на основе принципов творческой активности, психологической комфортности, развития, гуманизации, учёта индивидуальных особенностей воспитанников.
Выполняя цель системы воспитания, созданы условия для развития творческих способностей личности, ориентированной на общечеловеческие ценности, условия, предлагающие самостоятельно определить нравственный выбор своего места в социуме, а также созданы условия для формирования устойчивого интереса к процессу познания.
Благодаря диагностическим обследованиям с участием всех специалистов, определено направление по созданию условий для формирования эмоционального благополучия, формирования активной жизненной позиции у всех детей и коррекционной работы с нуждающимися.
В оздоровительном направлении созданы все необходимые условия для физического и психологического комфорта ребёнка в ДОУ:
- соблюдение режима двигательной активности;
- физкультурные занятия, спортивные праздники, досуги;
- формирование основ здорового образа жизни;
- летняя оздоровительная компания;
- закаливание;
- профилактика нарушений ОДА.
Все эти задачи решались в интеграции с основными годовыми задачами.
Педагоги ДОУ реализуют в работе с детьми личностно – ориентированный подход, здоровьесберегающие и игровые технологии, технологии коррекционно – развивающего обучения.
В ДОУ используются современные формы организации обучения: совместная деятельность с детьми проводится как по подгруппам, так и индивидуально, что позволяет педагогам ориентировать образовательные задачи на уровень и темп развития каждого ребенка. Коррекционно-оздоровительные задачи планируются и решаются в различных видах деятельности: на всех видах занятий, на прогулках, в режимных моментах.
Повышению качества образовательного процесса способствует рационально организованная в группах коррекционно-развивающая среда, создающая условия для совместной деятельности детей и педагогов, позволяющая варьировать способы и формы организации их жизнедеятельности. Эффект и поддержка положительного эмоционального фона создается за счет рационального использования помещений – как групповых, так и помещений ДОУ в целом.
Творческий подход воспитателей к организации предметно – развивающей среды способствует созданию оптимальных психолого – педагогических условий развития речи детей, общего психологического развития, преодоления и предупреждения нарушений ОДА. Содержание коррекционно–развивающей среды в группах соответствует как возрастным, так и индивидуальным особенностям.
В работе воспитателями используется: современная, разнообразная методическая литература, пособия для занятий; наглядные (предметные, сюжетные картины, схемы); дидактический (раздаточный материал). Все занятия имеют коррекционную направленность (виды моторного праксиса, развитие психологической базы речи, мыслительные операции, развитие речи, коррекция ОДА, эмоционально – личностная сфера, подготовка к школе).
Результатом данной деятельности стало создание единого образовательного пространства для детей с нарушениями ОДА, что в свою очередь помогло добиться устойчивой положительной динамики в коррекции здоровья детей.
Должное внимание педагоги учреждения уделяют социально-коммуникативному развитию детей дошкольного возраста.
Работа по социально-коммуникативному развитию направлена на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Социально-коммуникативное воспитание детей осуществляется во всех видах деятельности воспитательно-образовательного процесса ДОУ: в режимных моментах, трудовой, игровой, проектной, свободной деятельности детей, совместной деятельности педагогов с детьми.
Особенность содержания этой работы заключается в постоянных контактах между педагогами и родителями с целью выявления важной роли положительного примера со стороны взрослых.
Были поставлены детские спектакли по тематике ОБЖ. Воспитанники ДОУ неоднократно являются участниками городских мероприятий по противопожарной тематике.
Особое внимание в работе с детьми уделяется формированию положительной самооценки и развитию индивидуальности детей. Для этого используются как групповые, так и индивидуальные формы работы.
Педагогический коллектив понимает значение игровой деятельности в жизни дошкольников и уделяет пристальное внимание её развитию. В группе имеются специально оборудованные для сюжетно – ролевой игры уголки, свернутые сюжетно - ролевые игры, театральные зоны. Игра и игровые мотивировки охотно применяются педагогами в работе с детьми.
Развитие речевой деятельности детей в ДОУ осуществляется через систему занятий, коррекционную работу учителя-логопеда, создание речевой среды и проведение литературных праздников, викторин, конкурсов.
Работа с детьми по развитию речи прослеживается во всех направлениях, в частности во взаимодействии учителей-логопедов и воспитателей, музыкальных и физкультурных работников учреждения и показывает, что развитие речи осуществляется на высоком уровне, что подтверждают данные диагностики, отзывы учителей школ, открытые занятия логопедов на уровне города, а так же разработанный и систематизированный разнообразный дидактический материал.
Результат эффективности работы учителей-логопедов отражен в устойчивой положительной динамике роста показателей коррекции всех компонентов речи.

Приобщение детей к истокам русской народной культуры обладает огромной силой эмоционального воздействия и является основой для формирования духовного мира человека и его нравственности. Педагогами ведется целенаправленная работа по использованию нравственного потенциала разных видов искусств в духовном развитии личности ребенка.
Художественно - эстетическое воспитание строится на основе приобщения детей к классическому и русскому народному искусству. В ДОУ имеются репродукции картин русских художников, костюмерная, музыкальный зал, аудиозаписи музыкальных произведений.
Педагоги большое внимание уделяют духовно-нравственному развитию дошкольников, прививают детям любовь к Родине, к родному краю, учат заботиться о природе, воспитывают чувство ответственности за себя и ближайшее окружение.
Познавательное развитие детей ведется через развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля какобщем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
В рамках повышения нравственно-патриотического воспитания детей, в ДОУ создан мини-музей «Память поколений», благодаря которому воспитанники знакомятся с подвигами героев – земляков ВОВ, историческими событиями, происходящих на Курской земле.
Одно из приоритетных направлений в МБДОУ №102 – сохранение и укрепление здоровья детей с нарушениями ОДА, коррекция недостатков в физическом и психическом развитии детей.
Главными являются следующие задачи:
1. Снижение заболеваемости ;
2. Обеспечение психологического благополучия;
3. Формирование двигательных навыков и развития физических качеств;
4. Формирование гигиенических умений навыков в соответствии с возрастными и программными требованиями;
5. Формирование представлений о строении тела человека ,о здоровом образе жизни, через реализацию в МБДОУ №102 здоровьесберегающих технологий;
6. Организация правильного питания.
Задачами коррекционной работы МБДОУ №102 являются:
1. Оказание профилактической и коррекционной помощи детям с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
2. Изучение уровня физического развития, познавательного, социально-личностного, речевого и индивидуально-типологических особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья, определение основных направлений и содержания работы.
3. Оценка результатов помощи детям и определение степени их готовности к школьному обучению.
4. Формирование у педагогов и родителей информационной готовности к коррекционной работе, координация усилий педагогов и родителей, контроль за качеством проведения коррекционной работы.
В связи с тем, что в МБДОУ №102 все группы компенсирующей направленности для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, определены следующие цели работы педагогов:
1. Обеспечение комфортных условий развития, воспитания и обучения для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
2. Проведение необходимой работы по профилактике и коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата.
3. Повышение компетентности родителей, побуждение их к сознательной деятельности по коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата.
Основные направления коррекционной работы
1. Оздоровительная
2. Психопрофилактическая
3. Психокоррекционная
4. Логопедическая
5. Просветительская
6. Консультативная
Коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата, воспитание, обучение и развитие детей осуществляется одновременно совместными усилиями воспитателей, инструктора по физической культуре, педагога-психолога, педагога дополнительного образования по хореографии, инструктора по лечебной физкультуре, медсестры по массажу.
В МБДОУ №102 используются различные формы физкультурно-оздоровительной работы, направленные на развитие физических качеств и укрепления здоровья ребенка, направленные на обеспечение психологического благополучия.
Эффективность работы по физическому воспитанию определяется результатом повышения уровня развития физических качеств детей.
В дошкольном учреждении ведется систематическая работа по физическому воспитанию и оздоровлению детей с проблемами в развитии опорно-двигательного аппарата. Основой коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата является тренировка мышц ослабленного ребенка. Она осуществляется в дошкольном учреждении на фоне оптимального организованного лечебно- двигательного режима.
На занятиях ЛФК используются общеразвивающие, корригирующие, дыхательные упражнения, упражнения на расслабление, координацию движений, на развитие функции равновесия, развитие ритма и пространственной ориентации, формирование правильной осанки и коррекцию функциональной недостаточности стопы.
В ДОУ имеется все необходимое оборудование для коррекции здоровья детей: велотренажеры, батуты, тактильные дорожки, сенсорные мячи, тоннели, модули.
Коррекционное оборудование используется в течение дня. Многообразие оборудования и пособий дает возможность продуктивно его использовать в различных видах деятельности.
Имеется спортивная площадка, позволяющая проводить физкультурные занятия и спортивные мероприятия на открытом воздухе.
В группах созданы физкультурные и коррекционные уголки, которые оснащены спортивными и коррекционными пособиями, нетрадиционным оборудованием для развития и совершенствования основных движений, развития мелкой моторики, выработки правильной осанки и профилактики плоскостопия.
В 2016 – 2017 учебном году в ДОУ реализована программа «Доступная среда» на сумму 2 338 984 руб., благодаря которой существенно улучшились условия для работы с детьми с ОВЗ.
Осуществлены следующие виды работ:
- установка подъемника;
- расширение дверных проемов;
- переоборудование санузла, выравнивание полов, замена светильников для детей-инвалидов в группе №1;
- установка перилл на лестничном пролете.
1 304 289,50 руб. – федеральный бюджет
769 685 руб. – областной бюджет
265 009, 50 руб. – муниципальный бюджет
Приобретено оборудование для физиокабинета:
- специальные аппараты: аппарат «Поток» - 2 шт., парафинонагреватель – 1 шт., терапевтическое кресло трансформер «Кубик».
В кабинет учителей-логопедов было приобретено: многофункциональный программный комплекс для логопедического обследования детей, развития и коррекции речи.
В кабинет педагога-психолога было приобретено:
воздушно-пузырьковая колонна с мягким основанием, комплект акриловых зеркал, фиброоптическое волокно с источником света, световой стол для рисования песком, кресло «Пуфик» - 2 шт., «Мягкий остров», Тактильный ящик, тактильно-развивающая панель «Кисточки», «Замочки», интерактивная панель с комплектом программного обеспечения для развития детей, комплект развивающих познавательных игр, игровой набор «Дары Фребеля», набор Монтессори, «Тест детской апперцепции», объемные сенсорные развивающие игрушки, лабиринт проволочный, «Методика Л.А.Ясюковой (часть 1). Определение готовности к школе».
В мае 2017 года приобретены игры и игрушки на сумму 109 000 руб., что позволило значительно обогатить игровые зоны в группах.
Результатом комплексной коррекционно-оздоровительной работы является улучшение состояния здоровья детей по основному диагнозу на 70%, со стабильным состоянием - 30% детей, ухудшения состояния здоровья детей не выявлялось.

Материально-техническое обеспечение
В ДОУ созданы необходимые и достаточные условия для реализации Программы.
Для организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ имеется: групповые помещения с изолированными приемными и спальными комнатами, игровые, прогулочные площадки, музыкальный зал, спортивный зал, кабинет педагога – психолога, спортивная площадка.
Развивающая предметно–пространственная среда ДОУ обеспечивает:
- максимальную реализацию образовательного потенциала пространства ДОУ, группы, а так же прилегающей территории, материалов, оборудования, и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета коррекции недостатков их развития;
- возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а так же возможности для уединения;
- реализацию Программы в полном объеме;
- учет национально – культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность.
Педагоги полностью обеспечены учебной литературой по каждому циклу дисциплин, реализуемых учебных программ.
Медицинское обслуживание воспитанников и сотрудников в ДОУ (оказание первичной медико-санитарной помощи, прохождение периодических медицинских осмотров и диспансеризации) обеспечивается на договорной основе закрепленным комитетом здравоохранения Курской области медицинским персоналом ОБУЗ «Городская детская поликлиника No8». Медицинские услуги в пределах функциональных обязанностей медицинских работников оказываются бесплатно, для чего используется
медицинская комната, процедурный, физиотерапевтический и массажный кабинеты.
Охрана учреждения осуществляется штатными дневными вахтёрами, сторожами, здание оборудовано системой видеонаблюдения по периметру снаружи, тревожной кнопкой, системой противопожарной сигнализации.
Учреждение имеет паспорт безопасности, согласованный с УФСБ России, УМВД России по Курской области, Управлением по делам ГО и ЧС г. Курска от 11.12.2015 г. На территории ДОУ установлено ограждение.
Обеспечение питанием обучающихся за счет бюджетных ассигнований бюджета города Курска осуществляется в случаях и в порядке, которые установлены муниципальными правовыми актами города Курска. Режим и кратность питания воспитанников устанавливаются в соответствии с длительностью их пребывания в ДОУ и требованиями соответствующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
ДОУ постоянно работает над укреплением материально-технической базы: ежегодно проводится благоустройство территории дошкольного учреждения, в том числе и на прогулочных участках, ремонт групп, служебных и специальных помещений; происходит приобретение игрушек, необходимого мягкого инвентаря, мебели, спортивного и другого оборудования.

 

СПЕЦИАЛЬНЫЙ раздел "Сведения об образовательной организации"
  • IP1J0297.jpg
  • IMG_9624.jpg

propal rebenok