Главная Образование

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья с нарушением опорно-двигательного аппарата

 

 

АННОТАЦИЯ
к адаптированной образовательной программе для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
с нарушением опорно-двигательного аппарата
муниципального бюджетного
дошкольного образовательного учреждения
«Детский сад компенсирующего вида №102»
на 2018 -2019 учебный год

Адаптированная образовательная программа для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья с нарушением опорно-двигательного аппарата МБДОУ №102 (Программа) является нормативно-управленческим документом, определяющим содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста.
Программа спроектирована с учетом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), особенностей образовательного учреждения для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, образовательных потребностей и запросов воспитанников. Включает в себя три раздела (целевой, содержательный, организационный). Программа определяет цель, задачи, планируемые результаты, содержание организацию образовательного процесса на ступени дошкольного образования.
Программа ДОУ обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 2 до 8 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Учтены концептуальные положения используемой в ДОУ примерной основной образовательной программы дошкольного образования «Радуга» под ред. Т.Н. Дороновой.
Адаптированная образовательная программа для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья с нарушением опорно-двигательного аппарата МБДОУ №102 разработана в соответствии с основными нормативно-правовыми документами по дошкольному воспитанию:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155);
- Приказ комитета образования города Курска от 3 февраля 2014 года № 87 «Об утверждении Плана действий по введению федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в городе Курске на 2014-2016 гг.»
- «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» (приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 года №1014 г. Москва);
- Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской от 15 мая 2013 года №26 «Об утверждении САНПИН» 2.4.3049-13)
Программа сформирована как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста, и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования).
Цель реализации основной образовательной программы дошкольного образования в соответствии с ФГОС дошкольного образования - развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей.
Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих задач:
1. Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
2. Обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья).
3. Обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней.
4. Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.
5. Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
6. Формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности.
7. Обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей.
8. Формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей.
9. Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Программа включает в себя пять образовательных областей:
«Социально – коммуникативное развитие»;
«Познавательное развитие»;
«Речевое развитие»;
«Художественно – эстетическое развитие»;
«Физическое развитие».
Образовательное направление обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям:
социально-личностному;
познавательно-речевому;
художественно-эстетическому;
физическому.
Образовательный процесс отличают организационные, национально – культурные, демографические, климатические и другие особенности.
При построении Программы учитывается принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой образовательных областей.
Это способствует тому, что основные задачи содержания дошкольного образования каждой образовательной области решаются и в ходе реализации других областей Программы.
Приоритетные направления в работе с детьми:
1. Коррекция и реабилитация нарушенных психофизических функций у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
2. Моделирование деятельности образовательного учреждения в части воспитания и обучения детей, с ограниченными возможностями здоровья, исходя из запросов внешней среды и обеспечения преемственности между дошкольным и начальным общим образованием.
3. Комплексная система психолого-медико-педагогического сопровождения, образовательно - коррекционная работа с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
4. Различные формы сотрудничества с социальными институтами, родителями для реализации основной общеобразовательной программы.
Выше перечисленные направления деятельности образовательного учреждения, лежащие в основе построения программы, сориентированы:
на личность ребенка и создание в образовательном учреждении условий для развития его способностей и внутреннего духовного мира;
на свободное сотрудничество педагогов и детей, детей друг с другом, педагогов и родителей;
на целенаправленное взаимодействие педагогов и родителей в реализации содержания образовательной программы по всем линиям развития ребенка - дошкольника, обеспечивающее гармонизацию в развитии интеллектуальной, эмоциональной и волевой сферы каждого воспитанника.
Организация образовательной деятельности осуществляется через:
-непосредственно образовательную деятельность;
-совместную партнерскую деятельность взрослого и детей;
-свободную самостоятельную деятельность самих детей.

Особенности детей имеющие нарушения опорно – двигательного аппарата
Заболевания, опорно – двигательного аппарата при которых рекомендовано посещение ДОУ
Характеристика нарушения

- легкие формы церебральных параличей;

- врожденная ортопедическая патология:

-врожденный вывих или подвывих бедра;

- дисплазия тазобедренных суставов тяжелой степени (последствия);

- врожденная косолапость;

- врожденная кривошея;

- врожденные аномалии позвоночника и конечностей с нарушениями двигательной функции средней степени тяжести;

-деформация нижних конечностей 2 и 3 степени;

-сколиозы 2-3 степени;

- патология ШОП;

- последствия полиомелита в восстановительном и резидуальных периодах;

- артогрипоз;

- хондродстрофит;

-меопатия

Наряду с общей соматической ослабленностью и замедленным развитием локоморных функций, данной категории детей присуще некоторое отставание в развитии двигательной сферы, которая характеризуется плохой координацией движений, неуверенностью в выполнении дозированных движений, снижением скорости и ловкости выполнения. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции. Дети отстают от своих сверстников в воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, нарушающих последовательность элементов действий, опуская его составные части. У них недостаточно сформированы основные двигательные навыки и умения, наблюдается общая моторная неловкость, снижены двигательная память и внимание. У данной категории детей нарушена статическая и динамическая координация движений, их переключаемость, темп, ритм, дыхание. Эти особенности характерны для всей моторной сферы: общей, мелкой, артикуляционной, мимической.

Коллектив образовательного учрежденияпризнает семью как жизненно необходимую среду дошкольника, определяющую путь развития его личности.
Основная цель ДОУ в работе с родителями воспитанников — установить партнерские отношения, объединить усилия для успешного освоения детьми основной образовательной программ дошкольного образования, создать атмосферу общности интересов, активизировать родителей через включение их в управление и совместную детско-взрослую деятельность.
Формы работы детского сада с семьей:
Родительские уголки, информационные стенды.
Родительское собрание.
Участие в создании развивающей среды.
Индивидуальные, групповые консультации.
Конкурсы, выставки, проектная деятельность.
Анкетирование.
Совместные праздники, соревнования, концерны, дни открытых дверей.
Родительский комитет группы.
Попечительский совет ДОУ.
Совет Отцов ДОУ.
Сайт ДОУ.
В основу совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения заложены следующие принципы:
- единый подход к процессу воспитания ребёнка;
- открытость дошкольного учреждения для родителей;
- взаимное доверие во взаимоотношениях педагогов и родителей;
- уважение и доброжелательность друг к другу;
- дифференцированный подход к каждой семье;
Совместная деятельность детского сада с родителями помогает:
повысить качество образования;
увидеть мир с позиции ребенка;
относиться к ребенку как к равному себе, понимать недопустимость сравнения с другими детьми
понимать сильные и слабые стороны ребенка и учитывать их при воспитании;
проявлять заинтересованность в его действиях, готовность к эмоциональной поддержке, установлению доверительных отношений с ним.

 пр111

пр2

 

 

СПЕЦИАЛЬНЫЙ раздел "Сведения об образовательной организации"
  • IMG_9624.jpg
  • IP1J0297.jpg

propal rebenok