Главная Группы

 Группа 7

 Группа компенсирующей направленности для детей 4-5 лет с нарушениями опорно-двигательного аппарата

 

Воспитатели:

Фокина Валентина Васильевна

Фокина

 Дополнительный компонент
образовательной программы МБДОУ №102
по теме «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста ».

Воспитатель: Фокина В.В.

Цель: Ознакомить детей с живой и неживой природой, формировать начало экологической культуры.
Задачи:
1. Формировать интерес детей к явлениям природы.
2. Учить бережно относиться к растениям и животным (не рвать цветы, листья, не ломать ветки, не пугать животных, не уничтожать гусениц, червяков, бабочек, жуков).
3. Учить замечать изменения, которые происходят в природе от сезона к сезону.
4. Знакомить с основными потребностями человека и животных, удовлетворение которых необходимо для поддержания жизни (тепло, свет, вода, пища).
5. Формировать элементарные представления о некоторых растениях, растущих в нашей местности (о деревьях, цветущих травянистых и комнатных растениях).
6. Развивать доброжелательное отношения к живым объектам природы в процессе общения с ними.
Ознакомление с природой следует начинать с ближайшего окружения.
В нашей группе созданы необходимые условия для первоначального ознакомления детей с природой: с помощью игрушек и картинок знакомим с домашними животными – кошкой, собакой, коровой: учим узнавать и называть этих животных и их детенышей. Знакомим детей с такими животными, как заяц, лиса, медведь, читая и рассказывая сказки.
В группе имеется уголок природы.
Проводим наблюдения за растениями и животными, привлекаем детей к выполнению индивидуальных поручений.
В ходе целенаправленных наблюдений учим детей замечать изменения, которые происходят в природе от сезона к сезону, знакомим с основными потребностями человека и животных, удовлетворение которых необходимо для поддержания жизни (тепло, свет, вода, пища).

Проводим с детьми:
Экологические игры
«Угадай растение по описанию», «Найди листок, какой покажу», «Да или нет», «Чудесный мешочек»(овощи и фрукты), «Угадай, что в руке» и др.
Подвижные игры:
«Воробушки и кот», «Наседка и цыплята», «Кот и мыши», «Лиса и зайцы» и др.
Чтение художественной литературы:
С.Маршак «Усатый-полосатый», В. Сутеев «Кто сказал «мяу?», А.Майков «Осень» и др.

А также используем фольклор, беседы, труд в природе. Детей постепенно учим наблюдать, анализировать и делать выводы. 

 

Консультация для родителей 

э1

э2

э3

э5

 Экологические сказки - как эффективное средство экологического воспитания

Все мы знаем, что в период дошкольного детства ребёнок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. В наше время существует большое количество программ (комплексных и парциальных) экологического воспитания дошкольников. Все программы ориентированы на новую концепцию воспитания дошкольников, в основе которой лежит личностно-ориентированная модель воспитания, индивидуальный подход к развитию интеллектуальных способностей ребёнка.

Экологическое воспитание в детском саду

Во все времена в детских садах особое внимание уделялось экологическому воспитанию детей. Благодаря этому у дошкольников формируется правильное представление о природе, о том, как нужно с ней обращаться и беречь ее.
Как известно, дети раннего возраста обучаются в игре. Именно поэтому стала популярна сказка экологическая, которая в игровой форме помогает рассказать детям об основных явлениях природы.
Формы экологического воспитания.
Экологические сказки для дошкольников - это не единственный метод развития воспитания. Также популярны следующие формы работы по экологическому воспитанию:
1. Наблюдение.
2. Опыты.
3. Тематические занятия.
4. Экскурсии на природу.
5. Праздники.

Экологические сказки для дошкольников как форма воспитания

Дети любят сказки, они с удовольствием слушают их, беседуют по сказкам и даже могут инсценировать некоторые из них. Сказочные образы ярко эмоционально окрашены и долго живут в сознании детей. Дошкольный возраст – возраст сказок. Это наиболее любимый детьми литературный жанр. Поэтому сказки можно и должно использовать с большой долей их полезности в экологическом воспитании.
Использовать сказки можно в работе с детьми разного возраста: при проведении игр, экскурсий, различных экологических мероприятий, праздников, на занятиях по экологии.
Сказки в доступной форме объясняют суть экологических проблем, причин их появления, помогают осмыслить окружающий мир и изменения взаимоотношений людей со средой обитания. В сказках в занимательной форме описана жизнь животных, растений, явлений природы. Сказка не только развлекает, но ненавязчиво воспитывает, знакомит ребёнка с окружающим миром, добром и злом. Она – универсальный учитель. Если в сказку внесены некоторые биологические знания и понятия о взаимоотношениях живых организмов между собой и окружающей их средой, то сказка будет источником развития основ экологической культуры и экологических понятий. Она будет воспитывать у детей понятие о природе как о целостно-окрашенном мире, как о доме, своём собственном и общем для всех людей, для всего живого.
Сказка - экологическая является самой любимой среди детей-дошкольников. Воспитатели разрабатывают целые сценарии, а затем, в свободное от занятий и режимных моментов время, разыгрывают спектакли вместе с ребятами.
Очень часто на занятиях по художественной литературе воспитатели дают детям возможность принять участие в создании сказки. Для дошкольников будут знакомы темы, касающиеся домашних животных, лесных жителей, леса зимой и многого другого.
Экологическая сказка про природу - это отличная возможность улучшить у дошкольника знания об окружающем мире, правила отношения к нему в шутливой форме. Когда они участвуют в инсценировке экологической сказки, у малышей развивается речь, она становится выразительнее и эмоциональнее.

Сказка экологическая. Что лежит в ее основе.

Экологическая сказка содержит в себе различные явления природы, жизнедеятельность растений и животных, различия в их поведении в зависимости от времени года.
Правильнее всего сочинять сказку в виде путешествия. Главными героями являются одушевленные явления природы и животные. А вот животные в сказках всегда раскрывают свои главные черты характера, например медведь-шатун, зайчик-попрыгайчик.
Большой успех получат экологические сказки для детей с мифическими персонажами. Именно в таких инсценировках малыши больше всего любят принимать участие. Волшебные персонажи всегда спасают природу от негативного воздействия.

Сказка про природу

Что бы ни лежало в основе, экологическая сказка про природу должна всегда восхвалять добро. Недаром говорят, что оно побеждает зло. И все сказки, бесспорно, подтверждают это.
Сказка экологическая позволяет малышу получить навыки выступления перед публикой. Застенчивых детей необходимо также привлекать к этим инсценировкам. В общем, нужно задействовать как можно больше воспитанников группы, для того чтобы развить их актерские навыки.
Экологическая сказка про природу понятна всем, не занимает много времени. По своему содержанию она направлена на старших дошкольников. Правильнее будет использовать ее на различных праздниках, утренниках или родительских вечерах.

Пример экологической сказки для дошкольников

 Экологическая сказка "Как человек приручил растения".

Это было очень давно. В те времена человек еще не знал о существовании комнатных растений. Весной ему приятно было наблюдать за возрождением растений после зимы, летом он восхищался зеленью листвы и деревьев, а осенней порой скучал и грустил о том, что желтеет и опадает листва.

Конечно же, зеленая трава и деревья радовали его глаз больше, чем поблекшие осенние листья. А жить без этой красоты целых шесть месяцев в году ему совсем не хотелось. Тогда он решил, что заберет растение к себе домой и поможет пережить ему холода у себя дома.
Тогда пошел человек к дереву и попросил у него одну веточку.
- Дерево, одолжи мне свою веточку, чтобы она радовала меня всю зиму своей красотой.
- Да, конечно, возьми. Но подумай, сможешь ли ты обеспечить ей нужные условия для жизни.
- Я все смогу, - ответил человек, взял веточку и пошел к себе домой.
Когда он пришел домой, то сразу захотел посадить ветку в горшок. Выбрав самый красивый, засыпал его до краев самой полезной землей, вырыл ямку, посадил туда веточку и сел ждать.
Время шло, но веточка совсем не цвела и не росла. С каждым днем ей становилось все хуже.
Тогда человек снова решил сходить к дереву и спросить о том, почему веточка увядает, что он делает не так.
Когда человек подошел, то его сразу же узнало.
- Ну что, человек, как там дела у моей веточки?
А тот отвечал:
- Совсем дела плохи, совсем склонилась веточка к земле. Я пришел попросить у тебя совета и помощи, потому что не могу понять, в чем моя ошибка. Ведь я взял такой замечательный горшок и самую лучшую землю.
- Ты думаешь, почему мы не увядаем так долго? Да потому, что природа позаботилась о нас и попросила тучи, проходя над нами, выливать дождь, чтобы мы росли и расцветали.
- Спасибо тебе, дерево, большое!
И человек побежал домой.
Дома он налил большой графин воды и полил поникшую веточку. И вот случилось чудо - прямо на глазах веточка выпрямилась.
Человек был очень рад, что последовал совету дерева и спас веточку.
Но время шло, и он стал замечать, что веточка снова начала увядать. Поливка уже не помогала. И тогда человек вновь решил отправиться к дереву за новым советом.
Тогда оно рассказало человеку о главных помощниках растений - дождевых червях. И то, что необходимо рыхлить земли для доступа кислорода к корням растений.
Человек поблагодарил и побежал домой.
Уже дома он палочкой пошевелил землю у корней. Через некоторое время веточка снова распустилась и задышала новой жизнью.
Человек был очень рад.
Вот прошла осень, уже начал выпадать снег. В одно зимнее утро увидел человек, что снова веточка потухла. Ничто не помогало оживить ее. И побежал человек к дереву. Но оно уже впало в зимнюю спячку и разбудить его не удалось.
Тогда человек очень перепугался за свою веточку. И понесся он скорее домой. Он боялся, что она погибнет без помощи дерева. И тут кто-то заговорил с ним.
- Эй, человек, ты послушай меня...
- Это кто со мной говорит? - испугался человек.
- Ты меня не узнал? Это же я, веточка твоя. Не бойся, ты же знаешь, что все деревья, как и многие звери, зимой впадают в спячку.
- Но ведь тебе в комнате так тепло и уютно, неужели тебя это не устраивает?
- Мне хорошо у тебя, но растем мы только от солнечных лучей.
- Теперь я все понял! - Сказал человек, и перенес веточку в горшочке на подоконник, где ее грели солнечные лучи.
Так и стала жить веточка у человек на подоконнике. На улице зима, а у человека дома растет настоящая зеленая веточка.
Теперь он знает, что нужно проявлять должный уход за растениями для того, чтобы они радовали его круглый год.

Экологическая сказка о круговороте воды в природе
"Приключения капельки".

Есть на нашей планете озеро и живет в том озере любопытная капелька. Ей всегда было все интересно, она наблюдала за рыбами, улитками и даже за птицами.
Однажды, капельки разговорились между собой, одна из них рассказала, как красиво выглядит озеро сверху, с неба, какое оно большое, как много интересного вокруг него.
И нашей капельке захотелось посмотреть на всю эту красоту. Она поднялась из глубины на поверхность воды и пыталась подняться, но у нее ни как не получалось. Она попросила о помощи ветер, он дул на воду, но у него ни чего не получалось, он дул сильнее и сильнее, но капелька по-прежнему оставалась в озере.
Капелька расстроилась, и чуть было не заплакала, но тут пригрело солнышко и наша капелька превратилась в пар и поднялась высоко над озером. Она смотрела вниз и видела свое озеро, и лес и даже небольшую речушку. Тут подул ветер, он хотел спросить, как же ей удалось подняться в небо, но капелька, превратившись в пар, была очень легкой и он ее сдул. Она столкнулась с другими капельками и их оказалось так много, целое облако.
Она хотела спуститься обратно в озеро и рассказать своим подружкам о том, что увидела, но ветер отогнал облако так далеко, что озеро уже не было видно. Ветер прекратился, но стало так холодно, что капельки стали прижиматься друг к другу и превращаться в тяжёлые капли и падать в низ, так из облака пошел дождь.
Капли падали на землю, они так сдружились в облаке, что боялись потеряться, они хватались за руки и превращались в ручейки. Ручейки сливались в реки, реки вливались в озера и моря. А когда пригревало солнышко, любопытные капельки поднимались в небо, и все повторялось вновь, только капали они уже в новом месте.
Вот такое путешествие проделала капелька и называется это путешествие - круговорот воды в природе.

 

Крупина Светлана Викторовна

Крупина

21

Дополнительный компонент

основной образовательной программы МБДОУ №102
по теме «Дошколенок».
Экспериментальная деятельность.

Цель: Способствовать формированию у детей познавательного интереса, развивать наблюдательность, мыслительную деятельность.
Задачи:
1. Вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
2. Активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
3. Формирование способности пристально и целенаправленно исследовать объект;
4. Формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности (практические опыты).
5. Расширять представления детей об окружающем мире.
Развивать понимание взаимосвязей в природе.
Развитие мышления, речи – суждения в процессе познавательно – исследовательской деятельности.
Воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир.

Для реализации целей и задач, используются следующие методы и приемы:
- игры-эксперименты с песком (сухой, влажный);
- опыт с камешками («Почему гремит грот»?);
- опыт с воздушным шариком (групповой праздник «Воздушные шары»);
- игры-эксперименты с замерзшими лужами;
- опыт с водой (замерзает на морозе);
- игры-эксперименты со снегом (свойства);
- опыт со свечой (тепло, свет);
- игры-эксперименты со снегом (свойства);
- опыт со снегом (тает на ладошке);
- игры-эксперименты со льдом (свойства);
- опыт со снегом (тает в тепле);
- игры-эксперименты со льдом («Как оживить воду?»);
- игры с ветками («Весенние чудеса»);
- игры-эксперименты с предметами (тонет, нее тонет);
- опыт с водой (в тепле не замерзает);
- игры-эксперименты с лужами («Куда исчезает вода?»);
- опыт с водой (чистая, грязная).
Исследования предоставляют возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как? » и «почему? ». Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное - самовыражаться.
В процессе исследовательской деятельности идёт развитие познавательной активности и любознательности, обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, т.к. постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Необходимость формулировать закономерности и делать выводы стимулирует развитие речи. У ребёнка накапливаются умственные умения, развиваются изобразительные способности. Ему приходится измерять, считать, сравнивать.
Развивается эмоциональная сфера ребенка, его творческие способности.

 Развлечение для детей «Проделки бабушки Злюки»

 8 июля 2016 года.

Цель: закрепить знания детей о семье и членах семьи, о том, что в семье все любят, заботятся и помогают друг другу. Воспитывать чувство привязанности к членам своей семьи.
Оборудование: Костюм Злюки Лесной, аудиозаписи песен, музыки, шарик, ромашки по количеству детей.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ:
Ведущий. Как приятно видеть всех и детей и взрослых на празднике, посвященному «Дню семьи, любви и верности».
С праздником светлым,
С праздником ясным,
С праздником нежным,
Чудесным, прекрасным,
С праздником ласки,
Любви и внимания,
С праздником семейного очарования.
Ведущий. Для детей самыми близкими, любимыми людьми являются их родители, сестры и братишки, бабули и дедули и любовь к ним, к своей семье остается до конца дней.
1 часть
(В зал вбегает Злюка Лесная)
Злюка Лесная. Что это вы все собрались? А-а-а?
Ведущий. Праздник у нас?
Злюка Лесная. Что еще за праздник?
Дети (вместе): «День семьи, любви и верности»
Ведущий. Дети, что еще за чудо?
Извините, а вы откуда?
Злюка Лесная.
Я – Злюка Лесная,
В темной чаще на опушке
Я живу в своей избушке.
Я умею колдовать,
Обожаю всех пугать.
Вы меня не пригласили,
Про красавицу забыли.
Ну, сейчас я вам задам,
Ох, устрою тарарам!
Я веселье отменяю
Всех отсюда выгоняю!
Ведущий.
Перестань, Злюка, сердиться
Но куда это годится?
Ты пришла на праздник к нам,
Чтоб устроить тарарам?
Успокойся, не шуми,
Не кричи и не ворчи!
Оставайся ты у нас:
Будешь с детками играть,
Веселиться, не скучать!
Ведущий. Послушайте, Злюка Лесная, да и вы гости дорогие, желанные, наши ребята расскажут стихи о семье, о маме, папе, о себе. Дети читают стихи:
1 ребенок.
Семья – это мама, и папа, и дед,
Бабуля готовит нам вкусный обед.
Семья – это я, и братишка, сестричка.
Семья – где все любят нас и ласкают,
И лучше семьи ничего не бывает!
2 ребенок.
Нет на земле семьи милей,
Дороже, ближе и родней.
Мой папа – лучший самый!
Он очень дружен с мамой!
Да и со мной, признаюсь всем,
Почти не ведает проблем!
3 ребенок.
Маму очень я люблю.
Папу тоже я люблю.
Мама мне печет коврижки,
Папа мне читает книжки.
Папа, мамочка и я –
Наша дружная семья!
4 ребенок.
Мама любит папу,
Папа любит маму.
От этой любви
И легко и, светло.
Нам с папой и мамой
Так повезло!
Злюка Лесная. Ну, стихи хорошие! А я вам докажу, что можно замечательно и без семьи прожить, без друзей.
Дружба, любовь! Ха-ха-ха!
Все равно я вам не верю.
И сейчас вас всех проверю!
И хочу вас я спросить –
Вы умеете дружить? (Да!)
Вы ссоритесь? (Нет!)
Ругаетесь? (Нет!
А может... обзываетесь? (Нет!)
Ну, хорошо! Предлагаю поиграть,
Дружбу вашу показать! Согласны? (Да)
Проводится ПОДВИЖНАЯ ИГРА «ГУСЕНИЦА»
Дети встают друг за другом, держась за пояски, шортики впереди стоящего, и выполняют за Злюкой Лесной движения:
— Идут по залу.
— Топают ногами.
— Прыгают на месте.
— Поднимают вначале одну, потом другу, ногу.
II часть
Злюка Лесная. Хорошо, справились! А песню про дружбу споете? (Да!)
Исполняется детьми песня: «НЕРАЗЛУЧНЫЕ ДРУЗЬЯ»
(или любую другую песню о дружбе:«От улыбки», «Песня о друге» и др.)
Злюка Лесная. Что такое! Опять хорошенькую песню дружно спели!
Ну-ка, быстро по местам,
Вот сейчас я вам задам!!!
(Подбегает к детям, пытаясь напугать их, хлопает в ладоши, топает ногами)
— Что бы еще такое плохое сделать!
Ведущий. Ребята, уважаемые папы и мамы, что же делать? Ведь Злюка Лесная может испортить наш праздник, давайте ее раз-ве-се-лим, тогда она станет доброй. Мы попросим ее сплясать с нами (дети приглашают Злюку поплясать с ними под веселую мелодию).
Злюка Лесная. Выходите, выходите!
И со мною вы спляшите:
Чтоб могла я засмеяться
Вам придется постараться!
Дети, Злюка Лесная, ведущий, родители танцуют ПРОИЗВОЛЬНЫЙ ТАНЕЦ
(произвольный танец под мелодию «Гномики»; «Кадриль»; «Танец маленьких утят» по выбору.Злюка танцует с детьми, взрослыми, смеется).
Злюка Лесная. Ой, что это? Как мне с вами весело стало!
Ладно, ладно, победили!
Вы меня развеселили.
Но так просто я не сдамся.
Нет, такому не бывать!

Ведущий. Будем праздник продолжать
И со Злюкою играть.
Дети в круг скорей вставайте
Красный шар передавайте,
Да Злюке в руки не давайте.
1, 2, 3! Начни!
Злюка, шарик догони!
(Дети встают в круг и начинают передавать друг другу красный шарик, звучит веселая музыка)
ПОДВИЖНАЯ ИГРА: «ЗЛЮКА, ШАРИК ДОГОНИ!»
Злюка Лесная.
Замечательно играли,
Свою ловкость показали!
Будете еще играть? (Да)
— Я задам вопрос простой, а вы хором отвечайте, договорились? (Да!)
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «КТО У ВАС В ДОМЕ ЧТО ДЕЛАЕТ»
— Кто дома моет посуду? (мама)
— Кто чинит розетку, стул? (папа)
— Кто варит суп? (мама)
— Кто конфеты ест? (я)
— Кто носки вяжет? (бабушка, мама)
— Кто сказку слушает? (я)
— Кто соску сосет? (мы не сосем)
Ведущий. Ребята, давайте покажем как родители выполняют работу по дому.
ИМИТАЦИОННАЯ ИГРА «ЧТО ДЕЛАЕТ МАМА»:
Воду в чайник наливает – с-с-с; Дети «наливают» воду.
кашу варит –ш-ш-ш; Делают вращательные
движения.
пирожок печет-шлеп-шлеп-шлеп; «Пекут» пирожки.
белье стирает-шир-шир-шир. Трут кулачки друг о друга.
ИМИТАЦИОННАЯ ИГРА «ЧТО ДЕЛАЕТ ПАПА»
Пилит-джик-джик-джик; Дети двигают ребром ладони.
пылесосит-у-у-у; Наклонившись, «пылесосят».
забивает гвозди-тук-тук-тук; Бьют кулачок о кулачок.
строгает-чик-чик-чик. Двигают ладонью наискосок.
Злюка Лесная. Верю, верю! Все обязанности у вас в доме распределены.
III часть
(Злюка потягивается, зевает и присаживается на стул в центре зала)
Ох, устала, я устала
Сяду-сяду, посижу
И немножко похраплю... (храпит на весь зал).
Ведущий. Что за дела? Злюка Лесная к нам в гости пришла, устроила испытания нам, а сама села и уснула, да еще храпит на весь зал. Ребята, давайте ее разбудим!
Сейчас мы поиграем
И спать на празднике не разрешаем!
Дети встают в хоровод вокруг Злюки, берутся за руки.
* ХОРОВОДНАЯ ИГРА «БУДЕМ ЗЛЮКУ МЫ БУДИТ»
1,2,3,4,5! Будем со Злюкой мы играть. Дети водят хоровод вокруг Злюки.
Наша Злюка крепко спит, Кладут на ладошки голову, «спят»,
На весь зал она храпит-хр-хр-хр. громко «храпят».
Будем мы ее будить,
Спать мы Злюке не дадим:
Ножками потопаем, Топают ногами.
Ручками похлопаем, Хлопают руками.
Змейкой пошипим-ш-ш-ш. Двигают рукой — «змейка», шипят.
Громко покричим-а-а-а, Громко кричат.
В барабаны бьем-бум-бум-бум, Бьют по коленкам указательными
пальцами.
Звонко песенку поем-ля-ля-ля. Поют песенку.
Ой! Злюка проснулась!
Ну-ка, детки, убегайте,
В руки Злюке не давайтесь!!! Дети убегают от Злюки.
(Злюка просыпается и бегает за детьми.Игра проводится 2 раза)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Злюка Лесная.
Танцевали все на диво
Очень дружно и красиво!
Песни пели мы, играли
И нисколько не устали.
Я душой помолодела:
Все б плясала, песни б пела!
Но пора и честь мне знать
В лес скорее мне бежать,
Все зверятам рассказать! (Злюкаубегат)
Ведущий. Все у нас, ребята, складно, да ладно! Теперь вы понимаете — это очень хорошо, когда у тебя есть семья, и лучше жить вместе с мамой, папой, бабушкой, дедушкой, сестренками, братишками и иметь много друзей, чем жить одному!
Любите! И цените счастье!
Оно рождается в семье,
Что может быть его дороже
На этой сказочной земле!!!
(Помощник раскладывает на коврике бумажные цветы — ромашки)
— Ребята, смотрите пока мы играли, на полянке выросли цветы. Скажите, как они называются? (ромашки)
Ведущий.
Мы подарим вам цветы –
Белые ромашки.
Это символы семьи, любви,
Верности и счастья!
(Дети собирают «с полянки» ромашки, под музыку выполняют танцевальные движения: бегают по кругу, кружатся на месте, подходят в центр круга, соединяя ромашки, бегут по кругу)
Праздник закончился.

 IMG 0016

IMG 0009

IMG 0056

IMG 0029

IMG 0051

IMG 0038

Выступление на семинаре с учителями-логопедами, учителями-дефектологами
дошкольных образовательных учреждений Центрального округа города Курска

«Современные подходы к организации коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста в свете требований ФГОС ДО»

НОД по речевому развитию детей 4-5 лет с ОВЗ посредством опытно-экспериментальной деятельности

«Школа Волшебников»

Цель: формировать познавательно-исследовательский интерес с помощью фокусов.

Задачи:
1. Воспитательные:
 воспитывать устойчивый познавательный интерес к фокусам;
 воспитывать уважение и творческое отношение друг к другу;
 способствовать сотрудничеству детей друг с другом;
 воспитывать у детей позитивную оценку действительности, взглядов, вкусов, идеалов с учетом ярко выраженных индивидуальных психофизических способностей.
2. Образовательные:
 развитие логического мышления у детей;
 развитие социальных эмоций, способствующих налаживанию межличностных отношений;
 совершенствовать двигательные умения и навыки при выполнении заданий;
 закрепление с детьми правил поведения при проведении опытов.
3. Коррекционно-образовательные:
 обогащать и уточнять активный словарный запас;
 совершенствовать грамматический строй речи.
4. Развивающие:
 развивать познавательно-исследовательскую деятельность через организацию фокусов (экспериментов);
 развивать любознательность, наблюдательность, сообразительность при проведении фокусов;
 развивать инициативу, внимание, не только к результату, но и к процессу выполнения заданий;
 развивать эстетические и эмоциональные чувства;
 развивать способность к воображению.
5. Оздоровительные:
 сохранять и укреплять психическое и физическое здоровье;
 создавать условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие каждого ребенка.

Предварительная работа:
1. Проведение опытов.
2. Беседы и рассматривание иллюстраций на тему; «Чудеса среди нас».
3. Дидактические игры «Ящик фокусника», «Ангельский песок».
4. Посещение цирка.

Словарная работа:
Фокус, чернила, разноцветная вода.

Интеграция образовательных областей.
1. Социально-коммуникативное развитие.
2. Познавательное развитие.
3. Речевое развитие.
4. Художественно-эстетическое развитие.
5. Физическое развитие.

Формы деятельности:
Игровая, коммуникативная, познавательная, продуктивная, трудовая, экспериментальная.

Методы:
Наглядный, словесный, практический, игровой.

Приемы:
Создание проблемной ситуации, игровой, индивидуальные ответы детей, использование средств ТСО.

Материал:
1. Мольберт, «волшебная» бумага (белый лист А3, на котором нарисован букет восковым белым мелком), крупная кисть.
2. Баночки с завинчивающимися крышками, покрашенные гуашью с обратной стороны, ящик фокусника, лейка с водой.
3. Музыка для танца « Буги-вуги».
4. Стакан с картофельным крахмалом, стакан с йодом, цветной кинетический песок.
Украшение зала: картинки с фокусами, выставка волшебных вещей фокусника, стол фокусника, костюм фокусника, волшебная палочка.

Ход НОД:
1. Оргмомент.
Звучит музыка, входит фокусник и с ним его ученики (в одежде фокусников).
Здравствуйте, гости! Вы попали сегодня в школу фокусников, это мои ученики (дети кланяются)

2. Вводная часть.
Воспитатель: - Приветствуем сегодня всех. Мы рады встрече с вами!
И неслучайно в этот зал ,всех вместе мы собрали.
Сегодня фокусы для вас, покажет наша школа.
Откроем наш ящик для фокусов и проверим ваши домашние задания.
Паша, какой фокус ты приготовил для нас?
Ребенок: - Молоко и чай мешаю и чернила получаю.
Воспитатель: - А, разве это возможно? Ну, покажи нам.

Фокус 1.
В одном стакане вода с картофельным крахмалом, в другом стакане вода с йодом (ребенок мешает и получает чернила).
Воспитатель: - Посмотрите ученики, правда чернила! А что мы ими нарисуем?
Ребенок: - А я люблю цветы и хочу, чтобы весь мир был в цветах.
- Делаю я кистью взмах и теперь весь мир в цветах.

Фокус 2.
Берет чернила большой кистью ( от 1 фокуса) ,красит лист бумаги и на нем появляются цветы.
Цветы нарисованы на листе бумаги А3 восковым белым мелом.
Воспитатель: - Молодец, какие интересные цветы! Букет очень красивый, но хотелось цвета и яркости.
Ребенок: - А я умею превращать обычную воду в цветную, какую пожелаете, любого цвета, (ученик называет любой цвет).

Фокус 3.
Выполняется фокус. Наливает в баночку воду из лейки, показывает, что она прозрачная, достает крышку с заданным цветом, плотно закрывает баночку с водой и просит потрясти (или сам).
Ребенок: - Была вода простая, встряхнул... и вся цветная!
Воспитатель: - Вода вся разноцветная. Красиво, правда?!
- Захотелось все раскрасить разными красками.
- Помните ученики, мы делаем фокусы с песком, играем с ним.
Дети: - Да.
Воспитатель: - А я вам, приготовила сюрприз, превращу обычный песок в разноцветный.

Фокус 4.
Открывает поднос, на нем разноцветный кинетический песок.
Воспитатель: - Был песок обычной кучей, стал он яркий и нескучный!
Ученики трогают песок.
Воспитатель: - Какой он?
Дети: - Мягкий, приятный, нежный и т.д.
Воспитатель: А что вы хотите слепить из песка? (подвести к мячику, клубочку).
Ученики лепят мячики.
Воспитатель: - Ребята, какая форма у наших мячиков?
Дети: - Круглая.
Воспитатель: - А что еще бывает круглой формы?
Дети: - Солнце, яблоко, апельсин и мн.др.
Воспитатель: - У меня есть апельсин, но он, беда, у меня один. А я хочу угостить всех своих учеников и превратить его в яблоко, хотите?
(показывает апельсин, накрывает его ярким платком, произносит волшебное заклинание, сдергивает платок и на ладошке - яблоко!)
Фокусник угощает всех детей яблоками.
Воспитатель: - Вот и закончилось наше чудесное представление!

IMG 2493

IMG 2495

IMG 2496

IMG 2497

 

Рекомендации для родителей «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»

     Ребёнок – дошкольник является исследователем, «проявляя живой интерес к разного рода исследовательской деятельности, в частности к элементарному экспериментированию». Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребёнка. Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: приём пищи, игру, образовательные области, прогулку, сон.
     Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребёнка, позволяют показать связи между живым и неживым в природе. Исследования предоставляют ребёнку самому найти ответы на вопросы «как? » и «почему? ». Элементарные опыты, эксперименты помогают ребёнку приобрести новые знания о том или ином предмете. Эта деятельность «направлена на реальное преобразование вещей, в ходе которого дошкольник познаёт их свойства и связи, недоступные при непосредственном воспитании». Знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго.
     Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольника. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребёнок. Маленький человек охвачен жаждой познания и освоения огромного нового мира. Но среди родителей часто распространена ошибка – ограничения на пути детского познания. Вы отвечаете на все вопросы юного почемучки? С готовностью показываете предметы, притягивающие любопытный взор и рассказываете о них? Регулярно бываете с ребёнком в кукольном театре, музее, цирке? Это не праздные вопросы, от которых легко отшутиться: «много будет знать, скоро состариться». К сожалению, « мамины промахи» дадут о себе знать очень скоро – в первых же классах школы, когда ваш ребёнок окажется пассивным существом, равнодушно относящимся к любым нововведениям.
     Исследовательская деятельность детей может стать одним из условий развития детской любознательности, а в конечном итоге познавательных интересов ребёнка.
     В детском саду уделяется много внимания детскому экспериментированию. Организуется исследовательская деятельность детей, создаются специальные проблемные ситуации, проводятся занятия. В группах созданы условия для развития детской познавательной деятельности во всех центрах активности и уголках имеются материалы для экспериментирования: бумага разных видов, ткань, специальные приборы (весы, часы и др.), неструктурированные материалы (песок, вода), карты, схемы и т.п.
     Несложные опыты и эксперименты можно организовать и дома. Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и конечно, некоторые научные знания.
     Любое место в квартире может стать местом для эксперимента. Например, ванная комната. Во время мытья ребёнок может узнать много интересного о свойствах воды, мыла, о растворимости веществ.
     Например: «Что быстрее растворится?» – морская соль, пена для ванн, хвойный экстракт, – кусочки мыла и т.п.
Кухня – это место, где ребёнок мешает родителям, особенно маме, когда она готовит еду. Если у вас двое или трое детей, можно устроить соревнования между юными физиками. Поставьте на стол несколько одинаковых ёмкостей, низкую миску с водой и поролоновые губки разного размера и цвета. В миску налейте воды примерно на 1,5 см. Пусть дети положат губки в воду и угадают, какая из них наберёт в себя больше воды. Отожмите воду в приготовленные баночки. У кого больше? Почему? Можно ли набрать в губку столь воды, сколь хочешь? А если предоставить губке полную свободу? Пусть дети сами ответят на эти вопросы. Важно только, чтобы вопросы ребёнка не оставались без ответа. Если вы не знаете точного (научного) ответа, необходимо обратится к справочной литературе.
     Эксперимент можно провести во время любой деятельности.
Например, ребёнок рисует. У него закончилась зелёная краска. Предложите ему попробовать сделать эту краску самому. Посмотрите, как он будет действовать, что будет делать? Не вмешивайтесь и не подсказывайте. Догадается ли он, что надо смешать синюю и желтую краску? Если у него ничего не получиться, подскажите, что надо смешать две краски. Путём проб и ошибок ребёнок найдёт верное решение.

Домашняя лаборатория.

     Экспериментирование – это, наряду с игрой – ведущая деятельность дошкольника. Цель экспериментирования – вести детей вверх ступень за ступенью в познании окружающего мира. Ребёнок научиться определять наилучший способ решения встающих перед ним за-дач и находить ответы на возникающие вопросы. Для этого необходимо соблюдать простые правила: доступность и техника безопасности вас и вашего ребёнка.
Несколько несложных опытов для детей среднего дошкольного возраста
«Спрятанная картина»
Цель: узнать, как маскируются животные. Материалы: светло-желтый мелок, белая бумага, красная прозрачная папка из пластика.
Процесс: Желтым мелком нарисовать птичку на белой бумаге. Накрыть картинку красным прозрачным пластиком. Итоги: Желтая птичка исчезла. Почему? Красный цвет – не чистый, он содержит в себе желтый, который сливается с цветом картинки. Животные часто имеют окраску, сливающуюся с цветом окружающего пейзажа, что помогает им спрятаться от хищников.
«Мыльные пузыри»
Цель: Сделать раствор для мыльных пузырей. Материалы: жидкость для мытья посуды, чашка, соломинка. Процесс: Наполовину наполните чашку жидким мылом. Доверху налейте чашку водой и размешайте. Окуните соломинку в мыльный раствор. Осторожно подуйте в соломинку. Итоги: У вас должны получиться мыльные пузыри. Почему? Молекулы мыла и воды соединяются, образуя структуру, напоминающую гармошку. Это позволяет мыльному раствору растягиваться в тонкий слой.
«Лед – вода»
Покажите ребенку морозильную камеру холодильника. Заранее заморозьте лед, предложите ребенку положить лед в тарелку и понаблюдать за превращением льда в воду. Побеседуйте с ребенком о временах года, четко противопоставляя зиму и лето, весну и осень. (Зима превращается в лето. Весна – это еще не лето, но и не зима. Весной бывает то холодно (как зимой), то тепло (как летом) – и осенью тоже. Весной все начинает таять – лед превращается в воду, снег тает и превращается в ручейки (в воду). Осенью же все начинает замерзать (лужи), вместо дождя – снег (замерзают облака). Зимой везде лед и снег, летом везде вода. Весной и осенью и лед, и вода.) Такую беседу желательно про-вести в начале и в конце зимы, добиваясь от ребенка четкого противопоставления лета и зимы, весны и осени.
«Жидкое – твердое»
Проведите «опыт» по плаванию парафина и его отвердению (можно использовать кусок парафиновой свечки). Пусть ребенок вместе с вами положит парафин в миску и расплавит его на плите в миске под вашим контролем. Несколько раз повторите: «парафин твердый – нагреваем – превращается в жидкость». Затем снимите с огня миску и понаблюдайте с ребенком за отвердением парафина. Пусть ребенок вместе с вами положит в морозильную камеру холодильника воду или компот, и проследить за превращением жидкости в лед (посмотреть через час, через два часа: не затвердела ли вода?). Затем пусть он растопит лед на плите в миске под вашим контролем, и несколько раз повторите: «Лед твердый – нагреваем – превращается в жидкую воду».
«Испарение»
Проведите опыт по испарению воды во время кипения: налейте немного воды во время кипения: налейте немного воды в кастрюлю и, когда вода закипит, понаблюдайте с ребенком за понижением уровня воды. Обратите внимание на три фазы кипения: начало (вода начинает нагреваться), промежуточная (появление маленьких пузырьков на дне) и последняя (бурное кипение).
«Свойства веществ»
Обратите внимание детей на различную форму, которую принимает вода в различных сосудах – в кастрюле, в стакане, в тарелке, половнике, в аквариуме и т.д.
Налейте воду в разные сосуды и поместите в морозильную камеру. После того как вода замерзнет, достаньте лед из каждого сосуда и покажите ребенку соответствие между формой льда и емкостью, в которой он был заморожен. Предложите ребенку зарисовать лед и сосуд, в котором он замерзал.
«Воздух вокруг нас»
Продемонстрируйте ребенку вентилятор: его лопасти заставляют воздух двигаться – создают ветер, ветер – это воздух, который движется, и мы его чувствуем. Воздух всегда вокруг нас, но он невидим.
Взяв стакан, спросите у ребенка, есть ли что-нибудь в стакане. Переверните стакан вверх дном. Снова спросите у ребенка, есть ли что-то в стакане. Затем опустите стакан в воду. Удерживая его в положении вверх дном. Потихоньку наклоняйте стакан, показывая, как из него выходит воздух. Обсудите с ребенком проведенные опыты.
«Два апельсина»
Погрузите в миску с водой апельсин и увидите, как хорошо он умеет плавать. Затем очистите тот же апельсин и положите его в воду: он тут же опустится на дно. Почему? Расскажите ребенку, что в кожуре апельсина много пузырьков воздуха, он держится за их счет, как на «надувной подушке».
«Чистый лед»
Вам потребуется: обычная, сладкая и соленая вода.
Сообщите малышу о том, что лед в Северном Ледовитом океане пресный, хотя вода в нем соленая. Заранее заморозьте кубики с обычной, соленой и сладкой водой, расколите каждый кубик льда на половинки. Спросите у ребенка, как ему кажется, если заморозить сладкую или соленую воду, лед тоже будет соленым или сладким? Наверняка, ребенок скажет «да». И ошибется. Замерзая и превращаясь в лед, вода как бы изгоняет из растущего кристалла все примеси и чужеродные молекулы. Для убедительности дайте малышу лизнуть получившиеся ледышки. Таким образом, вода, замерзая, освобождается от солей и сахара.

     Потребность ребёнка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой поисковой деятельности, направленной на познание окружающего мира.
Чем разнообразнее и интенсивнее эта деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, тем быстрее и полноценнее он развивается. В процессе организации познавательно – экспериментальной деятельности предполагалось решение следующих задач:
– создание условий для формирования целостного мировоззрения ребёнка средствами экспериментирования;
– развитие любознательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать;
– развитие познавательного интереса в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости;
– умение делать выводы, а также развитие внимания, восприятия, мышления;
– создание предпосылок формирования практических и умственных действий.
     Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи.
Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента – при формулировании цели, во время обсуждения хода опыта, при подведении итогов и словесном отчёте об увиденном.
     Не требует особого доказательства связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму, размеры. Всё это придаёт математическим представлениям реальную значимость.
Важную роль в формировании детского интереса к экспериментальной деятельности играют родители. Абсолютно правы те, кто поддерживает познавательный интерес детей, их стремление узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное, желание вникнуть в сущность предметов, явлений, действительности.

Консультация для педагогов
«Методы, повышающие познавательную активность дошкольников»

Познавательная активность дошкольников- это активность, проявляемая в процессе познания. Она выражается в заинтересованном принятии детьми информации, в желании уточнить, углубить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы, в проявлении элементов творчества, в умении усвоить способ познания и применять его на другом материале.
Наиболее эффективные методы.
1. Доказано, что дети старшего дошкольного возраста способны к таким мыслительным операциям, как АНАЛИЗ и СИНТЕЗ. Опираясь на эту способность, можно применять соответствующий метод обучения.
Представьте себе, что дети рассматривают картинку, на которой изображен строитель со строительным инструментом на фоне строящегося дома. Взрослый предлагает назвать признаки, по которым ребята определили профессию человека. Такой элементарный анализ является необходимой отправной точкой для более сложного, причинного анализа, позволяющего рассмотреть причинные связи и зависимости между признаками, выявленными в элементарном анализе. Соответствующий такому анализу синтез помогает ребёнку понять существенные, значимые связи и отношения.
Продолжая рассматривать картину, взрослый предлагает детям подумать:
-Зачем строителю мастерок, который он держит в руке;
-Почему подъёмный кран такой высокий;
-Зачем нужно строить такой большой дом;
-Кого может порадовать работа строителей и т. д.
Задумываясь над этими вопросами, дети начинают вникать в сущность явлений, приучаются выявлять внутренние взаимосвязи, как бы видят то, что не изображено на картине, учатся делать самостоятельные выводы.
2. Задания на СРАВНЕНИЕ по контрасту и по подобию, сходству.
Ребята могут сравнить человека и животное (чем похожи, чем отличаются), искусство, быт, игры, пищу разных народов мира ,поступки, проявления чувств и т. п. Во всех случаях сравнение помогает образованию конкретных, ярких представлений. Более эффективным и осознанным становится процесс формирования оценочного отношения к себе и окружающим, к событиям и явлениям социального мира.
При использовании этого важного приёма взрослый в каждом конкретном случае должен решить, с какого сравнения начинать- со СРАВНЕНИЯ ПО СХОДСТВУ или ПО КОНТРАСТУ. Как доказывают психологи, сравнение по контрасту даётся детям легче, чем сравнение по подобию. Ребёнок быстро находит ответ на вопрос: «Чем отличается слон от волка?», но ему гораздо сложнее отыскать между ними сходство.
3. Освоенный детьми приём сравнения помогает им выполнять задания на ГРУППИРОВКУ и КЛАССИФИКАЦИЮ. Для того чтобы группировать, классифицировать предметы, явления, необходимо умение анализировать, обобщать, выделять существенные признаки- всё это способствует осознанному усвоению материала и интересу к нему.
Начинать следует с простых заданий: «Разложи картинки на две группы- в одну отбери всё , что нужно для работы повару, а в другую- врачу». С таким заданием свободно справляются дети 4-5 лет.
Усложнение заданий идёт по линии увеличения количества объектов для группировки и по линии усложнения основания для классификации.
Например, дошкольникам предлагаются разные предметы или их изображения на картинках: зимняя шапка, панама, зубная щётка, мяч, лыжи, карандаши. Задание: отбери предметы, которые нужны будут девочке зимой, мальчику- летом. Объясни решение. А теперь из этих же предметов выбери те, которые нужны для игры, для того , чтобы быть здоровыми; чтобы рассказать о себе.
Следует обратить внимание на то , что приём классификации в большей мере способствует познавательной активности, если он не является самоцелью, а подчинён какой-то близкой и понятной ребёнку задаче: отобрать предметы для тематической выставки, картинки для альбома, атрибуты для определённой игры, занятия и т. д.
4. Проявлению самостоятельности, элементов творчества, выдумки способствуют такие виды деятельности, как МОДЕЛИРОВАНИЕ и КОНСТРУИРОВАНИЕ.
Моделирование совершенно необходимо при ознакомлении детей с социальным миром. Ребят надо научить составлять план- карту. Это может быть план- карта улицы, дороги в детский сад, участка детского сада. Дети учатся располагать предметы в пространстве, соотносить их, «читать» карту. Тут полезны задания типа «Составим маршрут предстоящей экскурсии».
В моделировании и конструировании пространства можно использовать мелкий строительный материал, поделки из бумаги, игрушки или предметы-заменители.
Метод моделирования и конструирования развивает мышление, воображение и готовит ребёнка к восприятию карты мира.
Повышению познавательной активности способствует сочетание в данном методе словесного объяснения, практической реализации и игровой мотивации. Например, дети вместе с родителями заняты устройством детской комнаты: нужно определить место для игрового уголка, для книг, для растений и животных. Можно предложить ребёнку прежде сделать из мелкого строителя модель размещения объектов и обосновать свои предложения.
5. В повседневной жизни дети задают взрослым массу ВОПРОСОВ. Эти вопросы различны по тематике, глубине, мотивам, по ним можно судить о направленности интересов ребёнка. Может возникнуть мысль, что детей не нужно специально учить задавать вопросы, они и без того любознательны.
Умение задавать вопросы необходимо и детям, и взрослому. Прежде всего, следует продумать, как и какие вопросы вы ставите перед ребёнком в беседе с ним по поводу прочитанного, просмотренного, наблюдаемого. Чаще всего в беседах преобладают вопросы репродуктивного, а не проблемного характера. От ребёнка взрослый требует повторения только что услышанного, а не раздумий, рассуждений. Зачастую такие вопросы просто не имеют смысла, так как ответ на них слишком прост для детей.
Например, детям старшей группы показывают картину с изображенными на ней домашними животными. Кошка с котятами. Традиционный вопрос «кто изображен на картине?» уместен для детей младшего возраста, но совершенно бесполезен для старших, которым интересны проблемные, причинные вопросы. Такие вопросы, как: «Почему котята резвятся, а взрослая кошка- нет?» или «Как можно одним словом назвать эту картину?»
Если взрослый научится правильно формулировать свои вопросы, то ему станет понятнее, как научить детей задавать вопросы взрослому.
6. Стимулировать детскую любознательность можно ПРЯМЫМ ПРЕДЛОЖЕНИЕМ: «Ты хочешь ещё что-нибудь узнать о Северном полюсе? Тогда спрашивай, а я постараюсь тебе ответить».
7. Приучение К САМОСТОЯТЕЛЬНОМУ ПОИСКУ ОТВЕТОВ НА СВОИ ВОПРОСЫ совершенно необходимо, особенно будущим школьникам, но здесь от взрослого требуется текст и чувство меры, чтобы не погасить желание детей задавать вопросы взрослому.
Важнейшим принципом, без применения которого нельзя говорить о прочности усвоения знаний и воспитании чувств, является ПОВТОРЕНИЕ.
8. Хорошие результаты приносят метод ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ и постановка ОПЫТОВ. Особенно они эффективны для повышения познавательной активности и, как правило , используются для ознакомления с живой и неживой природой, с различными техническими устройствами и приборами. Ценность этих приборов заключается в том, что они дают возможность ребёнку самому найти решение, подтверждение или опровержение собственных представлений.

 

 

Младший воспитатель:

 Перелыгина Татьяна Владимировна

Развивающая предметно-пространственная среда

231

331

421

521

611

171

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПЕЦИАЛЬНЫЙ раздел "Сведения об образовательной организации"
  • IMG_9624.jpg
  • IP1J0297.jpg

propal rebenok