Главная Группы

Учителя - логопеды

 

 Учитель-логопед

Спашко Оксана Владимировна

Спашко

 

0121

 

00510071

0081

00910101

0111

 

 Выступление на семинаре с учителями-логопедами, учителями-дефектологами
дошкольных образовательных учреждений Центрального округа города Курска

«Современные подходы к организации коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста в свете требований ФГОС ДО»

 

Мастер-класс

«Нетрадиционные методы и приемы для развития связной речи у детей с речевыми патологиями»

В последние годы отмечается увеличение числа детей с нарушениями речи и, соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути обучения данной категории детей. Использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность ,повышает эффективность логопедической работы в целом. Внедрение компьютерных технологий сегодня является новой ступенью в общеобразовательном процессе. Логопеды не только не остались в стороне, но и активно включились в процесс широкого использования ИКТ в своей практике. Для реализации коррекционных задач, а самое главное ,для повышения мотивации детей к занятиям использую на индивидуальных занятиях компьютерные программы, так как считаю, что данные программы могут служить одним из средств оптимизации процесса коррекции речи.
Использование ИКТ на логопедических занятиях существенно повышает эффективность работы по исправлению дефектов звукопроизношения, преодолению нарушений чтения и письма, развитию мелкой моторики за счет:
• доступности;
• возможности прочитать ,прослушать (слог, слово, предложение ), не видя артикуляции;
• повышения мотивации.
Преимущества занятий с использованием ИКТ:
• благодаря последовательному появлению изображения на экране, дети имеют возможность выполнять элементы упражнений более тщательно и в полном объёме;
• использование анимации и сюрпризных моментов делают коррекционный процесс более интересным и выразительным;
• дети получают одобрение не только от логопеда , но и со стороны компьютера в виде картинок-призов, сопровождающихся звуковым оформлением, героев сюжета, которые благодарят ребёнка за помощь.

Занятия с использованием компьютера провожу фрагментарно с соблюдением норм СанПиНов:
• работа с компьютером на занятии в течение короткого времени (5-10мин.) и не более двух раз в неделю ( индивидуально, в зависимости от возраста ребенка, особенностей его нервной системы);
• проведение гимнастики для глаз, во время работы необходимо периодически переводить взгляд с монитора каждые 1,5-2 мин. На несколько секунд;
В коррекционной работе с использованием ИКТ можно выделить следующие направления:
• развитие связной речи_ пересказ (составление) текста с опорой на серию сюжетных картинок;
• обучение грамоте- формирование навыков фонематического анализа
• формирование зрительно-пространственных отношений;
• работа над звукопроизношением- артикуляционная гимнастика, автоматизация звуков, дифференциация звуков и букв;
• формирование лексико-грамматических категорий- словообразование, словоизменение;
• коррекционно-оздоровительное направление_ игры на развитие общей, мелкой моторики рук.
Особенно хотелось бы остановиться на компьютерной программе « Игры для Тигры», которая представляет собой единый программно-методический комплекс и включает в себя:
• компьютерную программу;
• методические рекомендации в коррекционно-образовательном процессе (учебно-методическое пособие).
Данная программа « Игры для Тигры» предназначена для коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
Она позволяет эффективно работать над преодолением нарушений речи при дизартрии, дислалии , ринолалии, заикании, а также при вторичных речевых нарушениях.
Отличительные рисунки, объёмное изображение, звуковое сопровождение действий, познавательная направленность упражнений, игровая интерактивная форма подачи учебного материала и веселый ведущий Тигрёнок- все это делает программу привлекательной способствует повышению мотивационной готовности детей к логопедическим занятиям
Применение программы « Игры для Тигры» способствует индивидуализации к повышению эффективности коррекционно-образовательного процесса.
В программе более 50 упражнений, объединённых в четыре тематических блока: Фонематика ,Просодика, Лексика и Звукопроизношение.
Основные принципы, положенные в основу построения программы « Игры для Тигры»:
• системный и деятельный подход к коррекции нарушений речевого развития;
• игровая форма обучения;
• полисенсорное воздействие, при котором слуховое восприятие информации сочетается с опорой на зрительный контроль;
• дифференцированный подход к обучению;
• создание психолого-педагогических условий развития положительных мотиваций у детей.
Применение ИКТ в коррекционной работе позволило сделать мне следующие выводы:
• компьютер становится необходимым средством обучения детей с нарушениями речи;
• использование ИКТ в большинстве случаев повышает мотивацию ребёнка к логопедическим занятиям, способствует повышению речевой и познавательной активности;
• способствует повышению самооценки ребёнка.
• Использование ИКТ позволяет значительно сократить время на формирование и развитие языковых и речевых средств, коммуникативных навыков, высших психических функций.

IMG 2516

IMG 2518

IMG 2519

 

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА –

                                                     КАК ОСНОВА ПРАВИЛЬНОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ

                                           Любой из нас пришёл на свет на этот Творить добро, надеяться, любить,
                                           Смеяться, плакать, но при всём при этом Должны мы научиться ГОВОРИТЬ.

Гимнастика для рук, ног - дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь, для чего мы тренируем мышцы - чтобы они стали сильными, ловкими, подвижными. А вот зачем язык тренировать, ведь он и так "без костей"? Язык - главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы

выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением.

Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребенка, мешают ему развиваться и общаться со сверстниками. Научить детей дошкольного возраста говорить чисто и правильно – важнейшие цели, которые стоят перед логопедами. Недостатки звукопроизношения могут явиться причиной отклонений в развитии таких психических процессов, как память, мышление, воображение, а также сформировать комплекс неполноценности, выражающийся в трудности общения. Своевременное устранение недостатков произношения поможет предотвратить трудности в овладении навыками чтения и письма. Чтобы эта проблема не возникала у ребенка в дальнейшем, стоит начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше.

Артикуляционная гимнастика — это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

Артикуляционная гимнастика длится не более 5-8-10 минут. Чем чаще и качественнее выполняется гимнастика, тем эффективнее пройдет постановка звука. Ежедневное выполнение гимнастики укрепляет мышцы речевого аппарата, при этом движения языка, губ становятся точными, сильными,

уверенными. Ребёнок с помощью гимнастики учится дифференцировать движения речевых органов, участвующих в процессе образования звуков, учится длительно удерживать артикуляционную позу.

Передо мной как специалистом, работающим с детьми с речевыми нарушениями, стоит задача поиска эффективных методов формирования произносительных возможностей, создания такой артикуляционной базы, которая обеспечивала бы успешное овладение навыками нормативного произношения. Требуется понимание сути расстройства, осмысленный нестандартный подход в работе, постепенное формирование у ребёнка прочных навыков. Необходимо формировать у дошкольников мотивы, волевые качества, необходимые для продолжительной работы, дающей стабильные результаты. И всё это нужно делать легко, непринужденно, в игровой форме, заинтересовывая ребёнка, не превращая занятия в нудные тренировки.

Ежедневные занятия гимнастикой, к сожалению, снижают интерес детей к этому процессу, что в свою очередь приводит к уменьшению эффективности выполнения артикуляционных упражнений.

Исходя из того, что мышление дошкольников носит наглядно – образный характер, большинство артикуляционных упражнений связано с определенными игровыми образами. Данные картинки-символы используются мною как и на начальном этапе проведения артикуляционной гимнастики, так и даются детям в качестве домашнего задания и вклеиваются в тетрадь. Эти символы ребенок должен раскрасить и повторить данные упражнения перед зеркалом дома.

Символы упражнений расположены над зеркалом для индивидуальных занятий, сделаны альбомы с комплексами упражнений для активных органов артикуляции, а так же специфические комплексы упражнений с учетом фонетической группы.

Данные символы используются мною и в таких игровых пособиях:

- артикуляционные кубики;

- артикуляционные круги; Эти пособия созданы для работы над определённой группой звуков.

- игра "Весёлая рыбалка" направлена не только на развитие артикуляторной моторки, но и зрительной ловкости в умении "поймать" рыбку.

В "копилке" любого логопеда имеются "Сказки о Весёлом язычке", которые позволяют в забавной форме выполнить необходимые упражнения. Каждый раз приступая к занятию, можно рассказывать новую сказку, а также придумывать свои, что будет являться дополнительным стимулом и быстрее приведет к желаемому результату! Сказки имеют и традиционную форму - стихотворение, сказка и загадки, а так же и более современную - мультимедийная презентация.

С появлением в рабочем кабинете логопеда компьютера использование

мультимедийных презентаций существенно облегчает работу. Так как с помощью компьютерной графики можно показать выполнение любого, даже очень сложного упражнения более красочно. (упражнение "Вкусное варенье", "Грибок")

Таким образом, артикуляционные упражнения преподносятся детям в виде сказок, стихов, загадок, считалок, образных иллюстраций, слайдов. Занятие становится интересным, увлекательным, эмоциональным. Ребёнок не замечает, что его учат. А это значит, что процесс развития артикуляционной моторики протекает активнее, быстрее, преодоление трудностей проходит легче.

ОКС1

ОКС2 

ОКС3ОКС4

 

 

Учитель-логопед

Бобрышева Оксана Алексеевна

лоплд

0022

я

0044

0055

0033

 Выступление на семинаре с учителями-логопедами, учителями-дефектологами
дошкольных образовательных учреждений Центрального округа города Курска

«Современные подходы к организации коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста в свете требований ФГОС ДО»

НОД по речевому развитию детей 6-7 лет группы компенсирующей направленности

«Путешествие в сказку»

Цель: коррекция речи детей, посредством включения в содержание коррекционно- логопедической деятельности театрализованных игр.

Коррекционно-образовательные задачи:
*Автоматизация правильного произношения всех поставленных звуков.
*Активизировать номинативный, адъективный и предикативный словарь детей.
*Совершенствовать умение составлять предложения.

Коррекционно-развивающие задачи:
*Совершенствовать навык звукового анализа и синтеза слов с опорой на картинку.
*Уточнять и расширять словарный запас путём подбора прилагательных.
*Продолжать работу над образованием притяжательных прилагательных.
*Развивать слуховое восприятие, речевое дыхание, двигательный и артикуляционный праксис.
*Отрабатывать дикцию проговариванием скороговорок, активизировать речевую деятельность, используя приёмы логоритмики и театрализованных игр.
*Развивать музыкально-пластические способности, общую и мелкую моторику, мимику и пантомимику, мелодико-интонационную сторону речи.
*Развивать логическое мышление, память, слуховое внимание.

Коррекционно-воспитательные задачи:
*Обобщать знания о сказках, развивать умения узнавать сказочных персонажей.
*Создавать у детей эмоциональное настроение, увлечь сказочным сюжетом.
*Развивать навыки перевоплощения.
*Формировать взаимовыручку, отзывчивость, доброжелательное отношение друг к другу.
*Развивать наблюдательность, воображение, внимание.

Интеграция образовательных областей:
«Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Современные образовательные технологии
Здоровьесберегающие технологии
1. Технология сохранения и стимулирования здоровья:
- образовательная кинезиология (пальчиковая гимнастика, речь с движением);
- дыхательная гимнастика.

2. Коррекционные технологии:
технология музыкального воздействия.
Игровые технологии
Игровые упражнения , театрализованные игры.

Оборудование:
Телеграмма,«султанчики» для развития речевого дыхания, куклы бибабо (Буратино, Незнайка, Мудрая Сова, Дедушка, Бабушка, Курочка Ряба, Мышка), иллюстрации сказочных предметов, «волшебные» буквы, предметные картинки для звукового анализа и синтеза, сюжетная картина «Лыжник» для развития зрительного восприятия, пуховый платок, «Снежный ком», ширмы для теневого театра, музыкальный центр, микрофон, сундук, демонстрационные ёлки, цветы, сумка, указка, лейка, глобус, книга, фонарь, экран, лампа.

Музыкальное сопровождение:
Аудиозаписи

Предварительная работа:
1. Знакомство с творчеством Г.Х.Андерсена.
2. Чтение сказки Г.Х.Андерсена «Снежная Королева».
3. Совместное чтение сказок родителями и детьми дома в соответствии с предложенным планом.
4. Разучивание стихотворения «Едем на лошадке» для развития мелкой моторики.
5. Повторение и инсценировка сказки «Курочка Ряба» с помощью кукол бибабо.
6. Разучивание комплекса движений для театра теней.
7. Работа над дыхательными упражнениями.

Литература

1.М.Ю.Картушина Конспекты логоритмических занятий с детьми 4-5 лет.- М., 2010.-(Логопед в ДОУ).

2.Т.Н.Доронова Играем в театр. Театрализованная деятельность детей 4-6 лет. Методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учрежденй.-2-е издание.-М.: Просвещение, 2005.

3.Н.В.Нищева Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики. Изд. 2-е, дополненное.- СПб., 2011.

Ход НОД
1.Оргмомент:
Дети входят в зал, приветствуют гостей.
2. Вводная часть
Педагог: Дети, я ваша добрая Фея Сказок! (Стук в дверь).
Педагог: Кто там?
Почтальон-Печкин:Это я,Почтальон Печкин, принёс вам телеграмму от лесных жителей.
Педагог (Фея): Спасибо, Почтальон Печкин.
(читает телеграмму):
«На лес, в котором мы живём, напала злая Баба-Яга. Она похитила у лесных жителей добро, радость, дружбу.»
Фея:А разве можно прожить на свете без доброты, дружбы, любви.
Дети: Нет
Фея: « В лесу изменилось всё вокруг: трава высохла, исчезли цветы, бабочки, не слышен гам птичьих голосов, все деревья в паутине. Помогите освободить лес от злой Бабы-яги. Лесные жители.» Ребята, есть ли среди вас смельчаки,которые помогут лесным жителям?
Дети:Да, есть. Мы поможем лесным жителям.
Фея: Для того, чтобы вернуть лесным жителям добро , радость, дружбу надо найти волшебные конверты с заданиями, выполнить их и собрать слово из волшебных букв и тогда уйдут чары злой Бабы Яги. Предлагаю отправиться на помощь.
1.Развитие длительного выдоха
Фея раздает «султанчики»
Ветер, ветер , ты могуч.
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Гордо веешь на просторе.
А.С.Пушкин
Фея: Приготовились, сделали глубокий вдох носом- выдох ртом
( длительно). (Несколько раз).
2. Речевая игра «Едем на лошадке». Развитие слухового восприятия. Развитие двигательного и артикуляционного праксиса, слухового восприятия, речевого дыхания.

Едем,едем на лошадке. Дети цокают языком.
По дороге зимней, гладкой.
Санки скрипят, Произносят «Ш!Ш!....
Бубенчики звенят, «Динь-динь» в высоком регистре
Дятел стучит, «Тук-тук!.. в среднем регистре
Вьюга свистит, Звук (с) на продолжительном выдохе, то вытягивая губы трубочкой, то раздвигая их в стороны.
Белка на ёлке орешки грызёт, « Цок! Цок!» коротко и остро
Рыжая лисичка
Зайца стережёт. «Ф...Ф...» сердито и энергично,
Холод, холод, «В...... на продолжительном выдохе
Стужа, стужа. «Брр.....»,
Снег пушистый
Кружит, кружит «О...», несколько раз поднимаясь на одном дыхании в верхний регистр и опускаясь в нижний.
Ехали мы , ехали
Наконец доехали: Цокают языком
С горки-ух! Произносят «УУх!, делая глиссандо с самого верхнего звука до самого нижнего;
В ямку- бух! « Бух!» - в нижнем регистре
Приехали!
Фея: Отправляемся на помощь. (Дети под музыку идут по залу).
Фея: А вот нас встречает..? Кто это?
(под музыку из к/ф «Буратино»)
Дети: Буратино
Фея: А вот и первое задание. Дети, я ведь волшебная Фея Сказок, я понимаю язык птиц, зверей, сказочных героев.
3) Образование Д.п. Совершенствование умения составлять предложения.
Фея подносит игрушку бибабо «Буратино» к своему уху.
Фея:Буратино мне говорит, что отдаст нам первые буквы, если вы выполните его задание.
а) Рассмотрите картинки, назовите предметы из сказки « Снежная королева», и кому они принадлежат?
Дети: (ответы) –Ящик с розами принадлежит бабушке.
- Санки принадлежат Каю.
- Красные башмачки, муфта и карета- Герде.
- Длинный нож – маленькой разбойнице.
б) Из каких сказок остальные предметы?
-Веретено из сказки « Спящая красавица»
-Туфелька из сказки « Золушка»
- Шапочка из сказки « Красная Шапочка».
Дети получают буквыДОБ
Фея: Поспешим скорей вперёд, второй конверт нас уже ждёт.
Незнайка: (кукла бибабо) Я помогаю тем ребятам, кто любит учиться, и хочет всё знать.
4)Фрагментарный анализ и синтез слов с опорой на картинку.
Фея: Выделите первый звук в названии картинок. Произнесите их по порядку. Какое слово получилось?
Дети: (ответы) Д О М( на картинках : Дракон ОсликМальвина),
К Н И Г А ( Кроли к Ножницы ИндюкГуси Автобус)
Незнайка: Получите , пожалуйста, буквыРО
Фея: А мы идём дальше.
Мудрая Сова: (игрушка бибабо)Уух-ух! Здравствуйте, гости дорогие. Что привело вас ко мне? Гуляете или заблудились?
Дети: Мы ищем волшебные буквы, чтобы помочь лесным жителям.
Сова:Дальше дорога занесена снегом. Конечно,я помогу вам, только найдите конверт.
Дети находят конверт под белым платком ( имитация снега).
Фея: Что у меня в руках? (платок). Какой он? (белый, лёгкий, ажурный, красивый, тёплый). А чем похожи снег и платок?
Ответы детей. Снег белый и платок белый. Снег лёгкий и платок лёгкий. Когда на землю ложится снег, можно сказать, что её словно укрыли пуховым платком.
5) Образование притяжательных прилагательных. Развитие зрительного восприятия. Закрепление правильного произношения в скороговорках.
(Демонстрация иллюстрации « Лыжник»).
Фея:Вышел лыжник из ворот
Отправляется в поход
Должен он зверей найти
Помоги ему в пути!
Фея: а) Всю ночь бушевала вьюга, и намела глубокие пышные сугробы. Несмотря на проказы зимы, среди инея, снега на картине найдите животных и птиц. Назовите их.
б) Произнесение скороговорок.(хором и изолированно)
*Три сороки тараторки тараторили на горке.
*Сорока с вороной спорила,
Тараторила, тараторила,
Ворону переспорила.
Сова: Молодцы, ребята. Получите волшебную букву Т.
Фея: Ребята, давайте попробуем сложить буквы, что получилось?
Дети выкладывают буквы на доске , крепят магнитамиДОБРОТ
Фея:Осталось найти буквуА и тогда получится слово ДОБРОТА. Поспешим вперёд.
Голос Бабы-Яги.
Баба-Яга:Пришли, не испугались. Вот откроете сундук, узнаете,из какой сказки герои, тогда и отдам букву.
Дети достают из сундука персонажей(куклы бибабо).
Дети:Сказка называется «Курочка Ряба».
Баба- Яга: Верно. Получайте свою букву А.Какое слово вы нашли?
Дети:Доброта.
Баба-яга: За то, что вы такие дружные, ловкие, смелые. Я возвращаю лесным жителям дружбу,доброту ,любовь.
6) Развитие общей и мелкой моторики. Развитие пантомимики.
Фея: Ребята, там, где доброта, дружба, любовь там есть место чуду. –А хотите увидеть чудо?
Дети: Да!
Фея: А вы его сами можете показать!
Театр теней. Дети изображают различные персонажи пантомимикой под музыку.
Педагог( фонограмма под музыку).
У мудреца спросили как-то раз:
-Скажи, старик, как вырастить дитя?
Старик подумал и ответил не спеша.
-Что нужно, чтобы небо расцвело, чтоб сад зацвёл и пели соловьи?
Ответили ему: - Чтоб солнышко взошло.
-Так вот, сказал старик, чтоб вырастить дитя
Душа его, как солнышко должна быть.
А для того на свете есть садовник, что возделал сад.
Цветком душа ребёнка зацветёт.
Слезинка вдруг росою вздрогнет.
Зальётся звонким смехом мир.
И всё вокруг светлее станет.
- Что за садовник? Он что- волшебник?
-Сродни ему- старик ответил.
- Ему есть имя- ПЕДАГОГ.
Зажжёт таланта лучик он, что в дальних потайных углах.
Даст знаний вечных направленья путь,
И, чтобы мать могла немного отдохнуть
Её заменит, дав тепло и ласку.
И как гончар из глины, он душу маленькую сотворит.
Научит мир любить и выпустит на волю.
Ему есть имя- ПЕДАГОГ!
Фея: Спасибо вам, дети, за помощь лесным жителям. Оставайтесь навсегда такими добрыми, смелыми, отзывчивыми. Вот вам угощение от ваших друзей- лесных жителей.
Педагог: Ну, а нам пора прощаться
И со сказкой расставаться.
Сказка новая опять
Вас, детишки будет ждать!

IMG 2521

IMG 2504

IMG 2511

IMG 2509

IMG 2512

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПЕЦИАЛЬНЫЙ раздел "Сведения об образовательной организации"
  • IP1J0297.jpg
  • IMG_9624.jpg

propal rebenok