Отчет
о результатах самообследования
муниципального бюджетного дошкольного
образовательного учреждения
«Детский сад компенсирующего вида №102»
за 2017 год (продолжение 4)

 

3.4.2. Оценка качества учебно-методического обеспечения
Характеристика системы методической работы МБДОУ №102

Система методической работы МБДОУ №102 осуществляется по трём основным направлениям:
1. Работа методической службы направлена на всестороннее изучение работы педагогов, выявление передового педагогического опыта, изучение взаимоотношений в коллективе и с родителями воспитанников.
2. Методическая служба обеспечивает обучение педагогов по всем направлениям.
3. В системе методической службы предусмотрены разные виды контроля как за деятельностью и развитием детей, так и за деятельностью и результативностью работы педагогов.
В МБДОУ в 2017 году использовались разнообразные формы и методы работы с коллективом педагогов: это привычные, ставшие традиционными,
формы, такие как педагогический совет, семинары, методические объединения так и разнообразные активные формы методической работы (круглые столы, мастер-классы), которые позволили:
- максимально активизировать имеющиеся у педагогов знания;
- создать благоприятный психологический климат в коллективе;
- обеспечить оптимальные условия для обмена опытом;
- повысить профессиональные компетенции педагогов;
- опробовать педагога в новой роли.
Реализуя план совместной работы ДОУ с МКУ «Научно - методический центр города Курска», с целью распространения передового педагогического опыта в феврале 2017 года на базе МБДОУ №119 состоялась методическая мастерская по теме "Использование инновационных педагогических технологий в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками в условиях реализации ФГОС ДО". Воспитатель Алешина А.И. провела мастер-класс "Нетрадиционные арт-технологии (пейп-арт) в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ", где показала, как с помощью бумажной пластики можно развивать мелкую моторику детей, творческие способности, чувство композиции.
В апреле 2017 года на базе МБДОУ №102 прошла методическая мастерская по теме "Использование инновационных педагогических технологий в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками в условиях реализации ФГОС ДО".
Бабенко Ю.В., воспитатель, провела мастер-класс "Использование мягких модулей в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста", где продемонстрировала, как с помощью мягких модулей можно закреплять представления о цвете, форме, размере, закреплять в игре умения выделять и выбирать предметы с заданными свойствами из набора модулей, развивать двигательную активность.
Следует отметить также участие в истекшем учебном году педагогического коллектива ДОУ вразличного рода выставках смотрах, конкурсах:
Кроме того, педагоги совместно с родителями активно участвовали в выставках, смотрах, акциях и проектах внутри ДОУ: наиболее значимыми стали: акция «Вторая жизнь ненужным вещам», «Садик в миниатюре»», «Открытка ветерану» и др. Особо следует отметить активную работу по вовлечению семей и организации участия детей в различного рода интернет-конкурсах, в том числе интеллектуальных, воспитателей группы №1 и группы №7Дреминой В.Г., Крупиной С.В. Эти же воспитатели провели огромную работу по при подготовке конкурсных материалов по противопожарной безопасности.
Значительное место в работе педагогов в истекшем учебном году занимала реализация регионального компонента. В рамках реализации этой работы в ДОУ положено начало созданию интерактивного музея «Память поколений». В рамках сотрудничества с Курским краеведческим музеем было проведено экскурсионное интерактивное занятие с детьми старшего дошкольного возраста представителями музея «Солдатский вещмешок», экскурсии к памятникам города, другие памятные места города.
Педагогическая диагностика:
- мониторинг формирования у детей среднего и старшего дошкольного возраста игровых умений — педагог-психолог Халатян И.А.
- психолого-педагогическое исследование. Состояние работы по созданию благоприятной социальной ситуации развития детей с проблемами общения - педагог-психолог Халатян И.А.
- «Состояние работы по экологическому воспитанию дошкольников в ДОУ», «Коррекционно-развивающая работа в ДОУ»,»Нравственно-патриотическое воспитание детей в ДОУ» - (тематические проверки);
-оценку профессиональных умений воспитателя (Анализ профессиональных умений педагогов дозировать интеллектуальные, эмоциональные, физические нагрузки в процессе организации НОД. Наблюдение и анализ воспитательно- образовательного процесса (формирование основ ЗОЖ на занятиях));
-оценку выполнения рекомендаций по составлению ИОМ (Проверка соответствия ИОМ диагностическим картам);
-используемые педагогом формы и средства работы по формированию психофизической безопасности здоровья (Эффективность использования форм и средств психофизической безопасности здоровья педагогами ДОУ);
-использование педагогами позитивных контактов (Необходимость и оправданность использования позитивных контактов и их влияние на психологическое состояние ребёнка);
-возможные внешние и внутренние источники угрозы психологической безопасности ребёнка (Рейтинг потенциальных источников угрозы психологической безопасности ребёнка);
Сотрудники и родители ДОУ приняли активное участие в городском форуме«Ответственное отцовство: мужские инициативы», которое состоялось 12.09.2017 года в актовом зале Администрации города Курска. В рамках празднования Дня отца в ДОУ были проведены следующие мероприятия:
- Досуг «Папа лучший на свете!»
Демонстрация видеороликов «Папа-мой верный друг»
- Открытка с сюрпризом для папы – работы детей 5-7 лет.

В рамках выполнения задач годового плана проводилась организационно-управленческая и методическая работа:

1-я задача: Систематизировать работу по формированию у дошкольников по нравственно-патриотическому воспитанию детей.

Для выполнения поставленной задачи в течение года были проведены следующие мероприятия:
Праздник «Сильные, ловкие, смелые» посвященный дню Защитника Отечества.
Консультация для родителей «Роль книги в нравственно-патриотическом воспитании детей», родители вместе с детьми изготовили альбомы «Ветераны ВОВ в моей семье», где все истории вошли в общую «Книгу Памяти», представленную в мини-музее «Память поколений». Проведено общее родительское собрание «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников», где родители и педагоги поделились своими идеями по улучшению работы с детьми по данной теме.
Воспитанники с родителями участвовали в городской акции «Открытка ветерану»,
Посвященной Дню Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.
Проведённый тематический контроль продемонстрировал эффективность воспитательно-образовательной работы в ДОУ. Дети старшего дошкольного возраста на достаточном уровне владеют нравственными знаниями, в процессе совместной с воспитателями и самостоятельной деятельности приобретают представление о нормах и правилах поведения, развитии нравственных чувств и эмоций, учатся следовать усвоенным нравственным нормам и самостоятельно совершать моральный выбор. По результатам тематического контроля видно: предметно - развивающая образовательная среда в группах создана в соответствии с ФГОС ДО. В группах оборудованы специальные зоны: для детей младшего дошкольного возраста – уголки по социально- нравственному воспитанию, ориентированные на ознакомление детей с микросоциумом (семья, детский сад, родная станица); для детей старшего дошкольного возраста – уголки патриотического воспитания, содержащие материал, по ознакомлению с родной станицей, страной, государственной символикой. Прослеживается система в планировании работы педагогов по нравственно-патриотическому воспитанию. Педагоги воспитывают у дошкольников любознательность, чувство любви и привязанности к своей семье, к родному дому, к своему народу, его обычаям, традициям в разных видах деятельности.
Работа педагогического коллектива по воспитанию патриотических чувств у детей дошкольного возраста ведется планомерно, целенаправленно, систематически. Грубых нарушений не выявлено. Имеют место недочеты в работе отдельных групп и педагогов.

2-я задача: Оптимизация условий, способствующая повышению эффективности коррекционно-развивающей работы в условиях ДОУ.

Решая задачи по организации коррекционно-развивающей работы, осуществлялась следующая деятельность:

в ноябре 2017 года был проведен педсовет на тему«Использование инновационных педагогических технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми».», на котором рассматривались следующие вопросы:
-Аактуальность использования инновационных педагогических технологий в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками»-по итогам тематической проверки
- Организация деятельности ПМПк ДОУ в рамках ФГОС при сопровождении детей с ОВЗ»
- «Использование кинезиологических методов в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками».
- Защита проектов «Коррекционно-развивающая работа в группе», презентация лепбуков.

Содержание коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Коррекционная работа в учреждении направлена на развитие детей с ограниченными возможностями здоровья, к которым относятся:
· дети с нарушением опорно-двигательного аппарата
· дети с нарушенными формами речи
· дети с ДЦП;
Цель коррекционной работы:
Систематизация, обобщение и обогащение содержания коррекционно- развивающего образования детей с ОВЗ в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Задачи:
1. Создать условия для всестороннего развития ребенка с ОВЗ в целях обогащения его социального опыта и гармонического включения в коллектив сверстников;
2. Формировать познавательные процессы и способствовать умственной деятельности; усвоению и обогащению знаний о природе и обществе; развитию познавательных интересов и речи как средства познания.
3. Совершенствовать функции формирующегося организма, развивать двигательные навыки, тонкую ручную моторику, зрительно-пространственную координацию.
4. Обеспечить оптимальное вхождение детей с ОВЗ в общественную жизнь.

Описание специальных условий обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья

Психолого – педагогическое обеспечение:
1. Обеспечение дифференцированных условий (оптимальный режим учебных нагрузок)
2. Обеспечение психолого- педагогических условий (коррекционная направленность образовательного процесса; учёт индивидуальных особенностей ребёнка на адекватной возрасте форме работы с детьми – игровой деятельности, соблюдение комфортного психоэмоционального режима; использование современных педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных для оптимизации образовательного процесса, повышения его эффективности;
3. Обеспечение специализированных условий (выдвижение комплекса специальных задач обучения, ориентированных на воспитанников с ОВЗ; введение в содержание обучения специальных разделов, направленных на решение задач развития ребёнка, отсутствующих в содержании образования нормально развивающегося сверстника; использование специальных методов, приёмов, средств обучения, специализированных образовательных и коррекционных программ, ориентированных на особые образовательные потребности детей; дифференцированное и индивидуализированное обучение с учётом специфики нарушения развития ребёнка; комплексное воздействие на обучающегося, осуществляемое на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях);
4. Обеспечение здоровьесберегающих условий (оздоровительный и охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических, умственных и психологических перегрузок воспитанников, соблюдение санитарно – гигиенических правил и норм);
5. Обеспечение участия всех детей с ОВЗ, независимо от степени выраженности нарушений их развития. Вместе с нормально развивающимися детьми в проведении культурно – развлекательных, спортивно – оздоровительных и иных досуговых мероприятий;
6. Развитие системы обучения и воспитания детей, имеющих сложные нарушения психического и (или) физического развития.

Кадровое обеспечение
Важным моментом реализации коррекционной работы является кадровое обеспечение.
Коррекционная работа осуществляется специалистами соответствующей квалификации, имеющими специализированное образование, и педагогами, прошедшими обязательную курсовую или другие виды профессиональной подготовки в рамках обозначенной темы.
С целью обеспечения освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы дошкольного образования, коррекции недостатков их физического и (или) психического развития в детском саду имеются:
1 учитель-логопед,
1 педагог-психолог,
2 музыкальных руководителя,
1 инструктор по физ.культуре.
Учебно – дидактический материал, специальные методические пособия учебно – игровые и дидактические материалы, мультимедийные, аудио- и видео – материалы коллективного и индивидуального пользования систематизированы по следующим разделам:
1. Развитие речи и коррекция её недостатков.
2. Альбомы, инструментарий для логопедического обследования.
3. Демонстрационные материалы по лексическим темам.
4. Подготовка к обучению грамоте.
5. Развитие познавательных психических процессов.
6. Совершенствование мелкой и общей моторики.

Направления работы
Программа коррекционной работы на дошкольной ступени образования включает в себя взаимосвязанные направления. Данные направления отражают её основное содержание:
- диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ОВЗ, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого- медико – педагогической помощи в условиях образовательного учреждения;
- коррекционно- развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания обучения и коррекцию недостатков детей с ОВЗ в условиях дошкольного образовательного учреждения, способствует формированию коммуникативных, регулятивных, личностных, познавательных навыков;
- консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ОВЗ и их семей по вопросам реализации, дифференцированных психолого- педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации воспитанников;
- информационно – просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для детей с ОВЗ, их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.
Характеристика содержания
Диагностическая работа включает:
- раннюю (с первых дней пребывания ребёнка в ДОУ) диагностику отклонений в развитии и анализ причин трудностей адаптации;
- комплексный сбор сведений о ребёнке на основании диагностической информации от специалистов разного профиля;
- определение уровня актуального и зоны ближайшего развития воспитанника с ОВЗ, выявление его резервных возможностей;
- изучение развития эмоционально – волевой сферы и личностных особенностей воспитанников;
- изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания детей с ОВЗ;
- изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребёнка с ОВЗ;
- системный разносторонний контроль специалистов за уровнем и динамикой развития ребёнка;
- анализ успешности коррекционно- развивающей работы.
Коррекционно- развивающая работа включает:
- выбор оптимальных для развития ребёнка с ОВЗ коррекционных программ/ методик и приёмов обучения в соответствии с его особыми потребностями;
- организацию и проведение специалистами индивидуальных и групповых коррекционно – развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения;
- коррекцию и развитие высших психических функций;
- развитие эмоционально – волевой сферы и личностных сфер ребёнка и психокоррекцию его поведения;
- социальную защиту ребёнка в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.

Консультативная работа включает:
- выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с детьми с ОВЗ; единых для всех участников образовательного процесса;
- консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально- ориентированных методов и приёмов работы с воспитанниками с ОВЗ;
- консультативную помощь в семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения ребёнка с ОВЗ.
Информационно – просветительская работа предусматривает:
- различные формы просветительской деятельности (лекции, индивидуальные беседы, консультирование, анкетирование, индивидуальные практикумы, информационные стенды, печатные материалы, СМИ, презентации),направленные на разъяснение участникам образовательного процесса – детям с ОВЗ, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам, – вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения.
Формы обучения, содержание и план реализации мероприятий
Задачи развития речи, мышления и коррекции её недостатков, которые являются приоритетными для всех воспитанников групп компенсирующей направленности реализовываются на групповых и индивидуальных занятиях.
Тема, цель, содержание, методическая аранжировка занятий учителей-логопедов определяется в соответствии с программой:
1. «Примерная адаптированная программа коррекционно- развивающей работы в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет» - Н.В. Нищева.

В основе планирования занятий с детьми с ОВЗ лежат тематический и концентрический принципы. Тематический принцип организации познавательного и речевого материала занятия предлагает выбор не только языковой (или речевой) темы, а изучение окружающего ребенка предметного мира. Это позволяет обеспечить тесную взаимосвязь в работе всего педагогического коллектива группы. Раскрытие темы при этом осуществляется в разных видах деятельности: на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, развитию речи, рисованию, лепке, аппликации, конструированию, в играх. Часть проводится логопедом, часть воспитателем, поэтому происходит тесное переплетение поставленных и решаемых задач при одновременном изучении.
Коррекционно – развивающая работа осуществляется систематически и регулярно. Знания, умения и навыки, полученные ребёнком на индивидуальных занятиях, закрепляются воспитателями, специалистами и родителями. На каждого ребёнка компенсирующей группы оформляется индивидуальная тетрадь. В неё записываются задания для закрепления знаний, умений и навыков, полученных на занятиях. Учитывая, что ребёнок занимается под руководством родителей, воспитателей, логопед в тетради даёт методические рекомендации по выполнению предложенных заданий. В рабочие дни воспитатели работают с ребёнком по тетради, в конце недели тетрадь передаётся родителям для домашних заданий.
Коррекционная работа пронизывает весь процесс физического воспитания. Физическая деятельность содействует коррекции и
компенсации дефекта в процессе формирования возрастных
локомоторно - статических функций и предусматривают развитие
психомоторных процессов:
-развитие координации движений и формирование функции равновесия;
-формирование правильной осанки и коррекцию плоскостопия;
-развитие ориентировки в пространстве;
-развитие точности и качества движений;
-восприятие, внимание, двигательную память;
-развитие общей и мелкой моторики.

Система комплексного психолого – медико - педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательного процесса.

В МБДОУ №102 создана служба, осуществляющая психолого-медико-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья, которая ведет ребенка на протяжении всего периода его обучения. В службу сопровождения входят специалисты: учитель-логопед, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, педагог-психолог, воспитатели и медицинские работники – старшая медсестра. Комплексное изучение ребенка, выбор наиболее адекватных проблеме ребенка методов работы, отбор содержания обучения осуществляется с учетом индивидуально-психологических особенностей детей.
Основными направлениями работы службы сопровождения в течение всего периода обучения в группах с ОВЗ являются:
1. Диагностика познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер личности воспитанников.
2. Аналитическая работа.
3. Организационная работа (создание единого информационного поля детского сада, ориентированного на всех участников образовательного процесса — проведение больших и малых педсоветов, обучающих совещаний с представителями администрации, педагогами и родителями).
4. Консультативная работа с педагогами, воспитанниками и родителями.
5. Профилактическая работа (реализация программ, направленных на решение проблем межличностного взаимодействия).
6. Коррекционно-развивающая работа (индивидуальные и групповые занятия с детьми).
Консолидация усилий разных специалистов в области психологии, медицины, педагогики и коррекционной педагогики позволит обеспечить систему комплексного психолого – медико педагогического сопровождения и эффективно решать проблемы ребёнка с речевыми нарушениями и задержкой психического развития.
Важное значение для обеспечения эффективной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в МБДОУ№102 имеет проведение информационно-просветительской, разъяснительной работы по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.
Механизм взаимодействия в разработке и реализации коррекционных мероприятий воспитателей, специалистов в области коррекционной педагогики, медицинских работников образовательного учреждения и других организаций, специализирующихся в области семьи и других институтов общества.
Внутренний механизм взаимодействия:
В исправлении общего недоразвития речи и выравнивания задержки психического развития у детей старшего дошкольного возраста большую роль играет взаимосвязь всех направлений работы учителя – логопеда, педагога-психолога и воспитателей групп. Очень значима совместная работа с ними музыкального руководителя и руководителя физического воспитания. Необходимость такого взаимодействия вызвана особенностями детей с ограниченными возможностями здоровья.
В ДОУ при построении системы коррекционной работы совместная деятельность специалистов спланирована так, что педагоги строят свою работу с ребёнком на основе общих педагогических принципов не обособленно, а дополняя и углубляя влияние каждого.
Модель коррекционно – развивающей деятельности представляет собой целостную систему. Цель состоит в организации воспитательно – образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения как системы, включающей диагностический, профилактический и коррекционно – развивающий аспекты, обеспечивающие высокий, надёжный уровень речевого и психического развития дошкольника.
Ещё один механизм реализации коррекционной работы - социальное партнёрство, которое предполагает профессиональное взаимодейcтвие образовательного учреждения с внешними ресурсам (организациями различных ведомств, общественными организациями).
Социальное партнёрство включает:
- сотрудничество ДОУ с учреждениями образования и другими ведомствами по вопросам преемственности обучения, развития и адаптации, здоровьесбережения детей с ОВЗ,
- сотрудничество ДОУ с родительской общественностью.
Работа по укреплению здоровья детей в ортопедических группах ведется в следующих направлениях:
а) создание условий для физического развития и снижение заболеваемости;
б) комплексное решение задач физкультурно-оздоровительных мероприятий в контакте с медицинскими работниками (врач-ортопед, инструктор ЛФК, массажист);
в) воспитание здорового ребенка совместными усилиями детского сада и семьи.
Лечение и профилактика любого нарушения осанки всегда требует комплексного подхода. Комплексные мероприятия нарушений опорно-двигательного аппарата предусматривают использование:
· лечебной гимнастики – упражнения общеразвивающие, силовые для гармоничного укрепления мышечного корсета и развития силовой выносливости мышц, для укрепления мышц спины и брюшного пресса, для профилактики плоскостопия, на развитие гибкости.
· массажа мышц спины, живота, нижних конечностей, грудной клетки.
А так же:
· Гимнастика и занятия по физической культуре (2 в зале, 1 на улице), гимнастика после дневного сна, лечебная физкультура, закаливание, дозированная ходьба, фитотерапия, дыхательная гимнастика, точечный массаж, аутогенная тренировка, сбалансированное 4-х разовое питание, витаминотерапия;
· воспитание здорового образа жизни (непосредственно образовательная деятельность по подгруппам и фронтально в целях безопасности);
· коррекционный курс оздоровления детей (ЛФК, массаж, по назначению врача-ортопеда);
· физиолечение;
· фитотерапия.
В группах проведена большая работа по обогащению коррекционных уголков различными сенсорными материалами: цветовыми и световыми ориентирами, различными видами планшетов, геометрическими конструкторами, разрезными картинками, играми и игровыми средствами на слуховую ориентацию, игры на обоняние, пространственную ориентировку.
Благодаря государственной программе «Доступная среда», которая предусматривает увеличение доли доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения приоритетных объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры, в 2017 году МБДОУ №102 было приобретено материально-техническое обеспечение для коррекционно-развивающей работы и созданы условия для комфортного пребывания и полноценного развития детей – инвалидов.

3-я задача: Систематизировать работу по формированию экологической культуры.

Для решения этой задачи в течение года были проведены следующие мероприятия Консультация для воспитателей: «Организация наблюдений за явлениями неживой природы».
Тематический контроль «Состояние работы по экологическому воспитанию дошкольников в ДОУ».
Оформлен информационный стенд для родителей «Природа и ребенок», проведен семинар «Формы ознакомления дошкольников с природой».
Проведена акция «Вторая жизнь бросового материала», по итогам которой была оформлена выставка работ из бросового материала.
Коллективный просмотр педпроцесса:
1. Организация опытно-экспериментальной деятельности с участием родителей в разных возрастных группах»
2. Наставничество: Организация познавательно-исследовательской деятельности. Экспозиция детских и совместных со взрослым работ по результатам исследований. Был успешно реализован педагогический творческий проект «Необычный взгляд на цветники и огороды»: во всех возрастных группах были созданы уникальные миницветники, в дизайне которых принимали участие и воспитанники.

Во всех возрастных группах у нас созданы уголки природы, которые позволяют:
• наблюдать и ухаживать за комнатными растениями;
• вести календари погоды;
• вести дневники наблюдений;
• рассматривать картины и иллюстрации о природе;
• играть в дидактические игры о природе;
• делать поделки из природного материала;
• ухаживать за посадками в «огороде на подоконнике»
Содержание каждого уголка природы соответствует возрасту детей .Так в группах старшего возраста созданы условия для опытно – исследовательской деятельности детей и возможности играть и экспериментировать:
• со льдом, водой, снегом;
• магнитом, стеклом, резиной;
• с землей, глиной, песком;
• проращивание семян
Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность
В ДОУ разработано перспективное и календарное планирование по экологическому воспитанию для всех возрастных групп, имеется достаточное количество пособий, макетов, моделей, развивающих игр, различных коллекций экологической направленности, большое количество детских работ из природного материала. В методическом кабинете собраны и систематизированы познавательная, справочная и специальная литература, пособия.
Экологическое развитие детей осуществляется в НОД, совместной деятельности воспитателя с детьми и самостоятельной деятельности детей, рамках реализации тематических проектов, согласно комплексно-тематического планирования. В течении учебного года дети знакомятся с сезонными изменениями в природе, с растительным и животным миром.
При организации занятий используются разнообразные формы их проведения с учетом возраста детей и решаемых задач. По результатам посещений образовательных деятельностей видно, что у детей знания о природе родного села имеются. Они знают и рассказывают о богатстве природы Крыма животным и растительным миром. Правила поведения в природе дети знают. Стараются отвечать полными ответами. Педагогами используются разнообразные формы и методы работы по экологическому воспитанию дошкольников.
Экологическое образование дошкольников рассматриваем как процесс непрерывного воспитания и просвещения родителей, направленный на формирование экологической культуры всех членов семьи. Работа с родителями не менее важна и более трудна, чем с детьми.
В работе с родителями по экологическому воспитанию детей педагоги используют традиционные формы (родительские собрания, консультации, беседы, размещаем стендовую информацию).
Особо обращаем внимание на совместную деятельность детей и родителей. Проведены выставки совместных рисунков , поделок из бросового материала, фотографий на темы «Природа нашего города », фото-коллажи «Наши домашние питомцы».
Исходя из выше изложенного можно сделать выводы. В процессе общения с природой, рождается, развивается и крепнет, такое бесценное свойство человеческой личности, как наблюдательность, любознательность, что в свою очередь порождает массу вопросов, требующих ответов, которые можно найди с помощью наблюдений, логического мышления, расширяется кругозор, появляется интерес к труду, пробуждается чувство прекрасного.

Вывод: задачи выполнены на 100 %

Вывод: Все запланированные мероприятия, как управленческие, так и организационно-методические были направлены на достижение цели, стоявшей перед коллективом в 2017 году:
Создание единого образовательного пространства, направленного на непрерывное накопление ребёнком культурного опыта деятельности и общения в процессе активного взаимодействия с окружающей средой, общения с другими детьми и взрослыми при
решении задач физического, познавательного, речевого, социально-коммуникативного, художественно-эстетического развития в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями; обеспечение полноценного проживания ребенком всех этапов дошкольного детства.
Цель безусловно достигнута благодаря высокому качеству проведённых мероприятий и активному участию в них педагогов, родителей, представителей широкого социума.
3.4.3. Характеристика библиотечно-информационного обеспечения
Учебно-методический ресурс методического кабинета детского сада представлен на бумажных и цифровых носителях, аудио и видео CD дисках.
В ДОУ имеется библиотека методической и художественной литературы для детей (хрестоматии для чтения, сказки, стихи, рассказы отечественных и зарубежных писателей), научно-популярная литература (атласы, энциклопедии и т.д.), репродукции картин, иллюстративный материал, дидактические пособия, демонстрационный и раздаточный материал. Имеется методическая литература по направлениям развития: социально-личностное, физкультурно-оздоровительное, познавательно-речевое, художественно-эстетическое в соответствие с ООП ДО; научно-методическая литература, теория и методика организации деятельности дошкольников, специальная психология, дошкольная педагогика и психология, словари.
В фонде периодической литературы ДОУ есть подписные издания для педагогов: «Справочник руководителя дошкольного учреждения», «Дошкольная педагогика», «Вестник образования», «Детский сад. Все для воспитателей». Учет библиографического фонда методического кабинета ДОУ ведется с помощью картотеки методической литературы. Педагогические работники ДОУ имеют доступ к библиотечно-информационному обеспечению педагогического процесса.
Педагогами широко используются возможности выбора образовательных ресурсов, образовательных технологий для повышения качества педагогического труда, роста профессионального мастерства и компетентности. Информирование родителей о ходе образовательного процесса осуществляется через: индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания, оформление информационных стендов, организацию выставок детского творчества, приглашение родителей на детские концерты и праздники, конкурсы, создание памяток, возможность переписки по электронной почте, размещение информации по вопросам развития и воспитания детей на официальном сайте ДОУ в сети Интернет.
Вывод: Имеется необходимость пополнения методической литературой по требованиям ФГОС ДО по пяти образовательным областям.

3.4.4. Характеристика материально-технической базы

Материально-техническая база

ДОУ имеет два этажа. На первом этаже расположены кабинет учителей-логопедов, музыкальный и спортивный залы. На втором этаже расположены две группы определённой возрастной категории, кабинет заведующего, кабинет педагога-психолога, музыкальный зал, зал ЛФК, оборудованные и укомплектованные всем необходимым для реализации основной образовательной программы дошкольного образования.
В МБДОУ №102 есть все необходимые условия для введения ФГОС ДО. ДОУ в полной мере оснащено техническими средствами обучения: имеется 1 экран, проектор, микшерный пульт, акустическая система, 6 плазменных телевизоров, 2 музыкальных центра, достаточное количество компьютеров и ноутбуков. Все помещения соответствуют санитарным нормам и правилам 2013 года. В методическом кабинете имеется необходимая учебно-методическая литература по всем разделам программы, а также достаточное количество дидактического материала для использования в работе с детьми. На территории дошкольного учреждения расположены детские игровые и спортивно игровые сооружения, соответствующие возрастным особенностям детей, оборудована большая спортивная площадка. Для всестороннего развития воспитанников, развития их познавательного интереса, расширения возможностей детей в разных видах деятельности на территории ДОУ созданы деятельностные центры: центр асфальтовых игр, автогородок, метеоплощадка, экологическая тропа, разбиты огород, поле. Происходит формирование экологического баланса в экологической целостности «Лес», «Луг». Все спортивно-игровые комплексы, расположенные на каждом участке подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и установлены в соответствии с утверждёнными нормативами, что позволяет решать задачи по обеспечению безопасности жизни и деятельности ребенка на прилегающей к ДОУ территории.

Вывод: Материально-техническая база соответствует санитарно-гигиеническим нормам и правилам, требованиям пожарной и антитеррористической безопасности, выдвигаемым законодательством Российской Федерации. Ресурсное обеспечение ДОУ позволяет достаточно эффективно решать образовательные, оздоровительные, развивающие задачи, предусмотренных ООП ДО дошкольного учреждения, а также принимать оптимальные управленческие решения по всем направлениям развития ДОУ.
3.5. Функционирование внутренней системы оценки качества образования

Внутренняя система оценки качества образования складывалась из мониторинга по четырём направлениям: оценки ООП ДОУ, оценки условий реализации Программы, оценки результатов и оценки уровня удовлетворённости родителями, а также системы должностного контроля.
В ДОУ осуществляется административный и методический контроль за состоянием воспитательно-образовательного процесса в ДОУ, включающий разные формы контроля: оперативный, предупредительный, индивидуальный, тематический, психолого-медико- педагогический контроль за физическим развитием воспитанников, организацией физкультурно - оздоровительной работы с детьми и питанием. В ходе плановой проверок в 2017 учебном году нарушений санитарных норм не выявлено.
В 2017 учебном году в ДОУ проведены две тематические проверки по актуальным темам: «Анализ создания условий в группах для укрепления психофизического здоровья детей, обеспечение безопасности их жизнедеятельности» - февраль 2017 года Предметом контроля стала педагогическая деятельность по созданию условий в группе для укрепления психофизического здоровья детей, обеспечения безопасности их жизнедеятельности и ее результат (результативность использования разнообразных форм и методов для укрепления психофизического здоровья; уровень позитивных контактов педагогов и родителей с детьми; использование инновационных идей в работе с детьми и взаимодействии с семьёй);и«Эффективность использования игровых и социоигровых методов педагогики для формирования начальных ключевых компетенций детей 4-7 лет». Предметом контроля стала деятельность педагогов по использованию игровых и социоигровых методов педагогики для формирования начальных ключевых компетенций детей 4-7 лет.
Педагог-психолог систематически проводила мониторинг исследования психологического климата, состояния психологического благополучия в коллективе, изучала степень удовлетворенности педагогов жизнедеятельностью в образовательном учреждении.

Халатян И.А., педагог-психолог, систематически проводила мониторинг исследования психологического климата, состояния психологического благополучия в коллективе, изучала степень удовлетворенности педагогов жизнедеятельностью в образовательном учреждении. Получены следующие результаты 2017 года:
Психодиагностическая работа с педагогическим коллективом проводилась в течение всего года путем анкетирования:
- «Определение индекса групповой сплоченности» Сишора. Были получены следующие результаты: педагоги не оценили уровень групповой сплоченности ниже среднего, у 59% (11 человек) – уровень выше среднего, у 41% (8 работников) – высокий уровень. Коллектив сплочен, но бывают моменты неготивного отношения.
- Опросник на «профессиональное выгорание» К. Маслач и С. Джексон, в адаптации Н.Е.Водопьяновой. Методика предназначена для измерения степени выгорания в профессиях типа «человек-человек». Данный вариант адаптирован Н.Е.Водопьяновой. По первой шкале «Эмоциональное истощение» - из 19 педагогов высокий уровень эмоционального истощения у 5 педагогов, средний уровень у 4, низкий уровень у 10 педагогов. По второй шкале «деперсонализация» - у 1 педагога высокий уровень деперсонализации, у 8 средний уровень, у 9 низкий уровень. По третьей шкале «редукция личных достижений» - С высоким уровнем редукции личных достижений 10 педагогов, средний уровень у 10 (35%), с низким уровнем 7 работников (30%). Высокий уровень профессионального выгорания имеют 5 педагогов, средний уровень у 14 педагогов, с низким уровнем выгорания педагогов нет.
- «Оценка психологического климата в педагогическом коллективе». Изучался уровень социально-психологического климата в коллективе. По мнению педагогов в коллективе в большинстве случаев преобладает жизнерадостный тон настроения, но, бывает, проявляется подавленность настроения. Членам коллектива нравится вместе проводить время, участвовать в совместной деятельности, все с уважением относятся друг к другу, коллектив активен, но не всегда полон энергии.

Заключение.

Перспективы и планы развития

Подводя итоги деятельности коллектива, следует отметить, что за 2017 год муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад компенсирующего вида №102» уверенно идёт по пути развития. ДОУ имеет лицензию на право ведения образовательной и медицинской деятельности. Разработаны необходимые для эффективного функционирования организации локальные акты, Программа развития до 2020 года, основная образовательная программа дошкольного образования. Имеется базовый учебно-методический комплект, обеспечивающий успешную реализацию программы.
Разработаны нормативные акты, касающиеся основных вопросов жизнедеятельности и функционирования учреждения, разработан эффективный контракт для всех категорий работников ДОУ.

Создавались условия для формирования работоспособного коллектива единомышленников, проведена большая работа по формированию сознания педагогов в условиях введения в ДОУ ФГОС ДО.
Активно использовались связи с близлежащим социумом, в том числе с МБОУ СОШ №51.
Продолжена работа по активизации роли родителей в образовательном процессе и активному их вовлечению непосредственно в образовательную деятельность. Проводились всевозможные акции: экологические, благотворительные, педагогические проекты: творческие, социальные, практико-ориентированные, практиковалось участие в конкурсах, смотрах, в том числе на муниципальном уровне, участие в образовательной деятельности ДОУ (концерты, праздники, непосредственно образовательная деятельность.), продолжали функционировать родительские объединения: «Совет отцов»; благодаря активной позиции педагогов бесперебойно работал официальный сайт детского сада в сети «Интернет». Педагоги, дети и родители принимали активное участие в разных смотрах и конкурсах, в том числе муниципальных и общероссийских. В дошкольном учреждении создана жизнеспособная профсоюзная организация, членами которой являются 100% сотрудников ДОУ. В истекшем учебном году было разработано новое положение о стимулирующих выплатах, уточнены критерии оценки при начислении стимулирующих и премиальных выплат сотрудникам ДОУ, а с 01.08.2017 года организация перешла на работу по эффективному контракту. Члены ПК регулярно оказывали материальную помощь сотрудникам, попавшим в трудную ситуацию.

С целью улучшения качества воспитательно-образовательного процесса необходимо:
1. Продолжать использовать, совершенствовать и внедрять в практику с детьми педагогические методы и приемы в соответствии с задачами ФГОС ДО и требованиями образовательной программы ДОУ.
2. Активизировать работу по развитию детской инициативности, творчества, самостоятельности.
Основной целью своей деятельности педагогический коллектив видит в создании единого образовательного пространства для разностороннего развития личности ребенка:
1. Продолжить работу по реализации Программы развития МБДОУ №102.
2. Осуществлять одно из главных направлений в работе дошкольного учреждения - обеспечение укрепления здоровья и развития физических навыков у детей.
3. Повысить качество деятельности ДОУ за счёт модернизации содержания и форм реализации воспитательно-образовательного процесса
4. Поддержать сложившиеся традиции, которые делают жизнь детей более интересной, эмоциональной, способствуют созданию атмосферы взаимного доверия.
5. Корректировать пространство развивающей среды соответственно стандартам дошкольного воспитания.
Подводя итоги 2017 года и планируя годовые задачи на новый учебный год, педагоги пришли к выводу, что определяющим компонентом педагогической системы любого уровня выступает взаимодействие педагога и воспитанников.
На сегодняшний день наше дошкольное учреждение работает в режиме постоянного развития, поиске новых форм и методов работы с детьми, педагогами и родителями.