Отчет
о результатах самообследования
муниципального бюджетного дошкольного
образовательного учреждения
«Детский сад компенсирующего вида №102»
за 2017 год (продолжение 1)

 Взаимодействие с социумом способствует решению основных задач функционирования и развития ДОУ, позволяет устанавливать и расширять партнерские связи.

Жизнеобеспечение и функционирование ДОУ обеспечивают организации:
1. Поставку продуктов питания осуществляют индивидуальные предприниматели на основе муниципального контракта и договоров поставки: поставку молока и молочной продукции осуществляла ИП Гордеева Е.А.; поставку мясной продукции осуществляла ИП Переверзева Л.В. ; поставку хлебо-булочных изделий: ИП Кириченко В.А. ; поставку овощей, рыбной продукции, круп,яиц и пр. продуктов питания: ИП Переверзева Л.В.
Заключены договоры об оказании услуг с обслуживающими организациями города:
1. Обслуживание систем пожарной сигнализации ИП Безгин Ю.Н.
2. Энергоснабжение ОАО "Атомэнергосбыт"
3. Сбор и утилизация ТБО САБ «Спецавтобаза»
4. Авт. мониторинг сигналов удаленных систем ПС ООО "НИС Юго-Запад Мониторинг"
5. Дезинсекция и дератизация ИП Ананьин А. В.
6. Теплоснабжение ПАО "Квадра"
7. Холодное водоснабжение и водоотведение МУП "Водоканал"
8. Услуги связи ОАО "Ростелеком"
3.1.7. Оценка координации деятельности педагогической и медицинской служб дошкольного образовательного учреждения
В современных условиях полноценное воспитание и развитие здорового ребенка возможно только при интеграции образовательной и лечебно-оздоровительной деятельности дошкольного учреждения и, следовательно, тесного взаимодействия педагогов и медицинского персонала.
Основными проблемами, требующими совместной деятельности, прежде всего, являются:
Физическое состояние детей, посещающих детский сад. Так, в начале года, после оценки физического развития и здоровья детей, совместно с медицинской сестрой заполняются листы здоровья, физического и двигательного развития детей.
Адаптация вновь поступающих детей. С этой целью проводятся профилактические занятия в период адаптации детей к ДОУ (июль-сентябрь). Цель – снятие психоэмоционального напряжения детей, профилактика дезадаптации.
Линии взаимодействия педагогического и медицинского персонала ДОУ:
- Здоровье;
-Физическое развитие
- Адаптация
-Культурно-гигиенические навыки
Педагоги учат детей умываться, мыть ноги перед сном, следить за состоянием рук, ногтей, мыть руки перед принятием пищи, пользоваться унитазом и туалетной бумагой, правильно применять предметы индивидуального пользования (расческу, носовой платок, полотенце, зубную щетку и т.п. Формируют привычку к здоровому образу жизни на занятиях, проводят познавательную работу о вредных привычках. Формируют знания и умения детей по основам безопасности жизнедеятельности, освоению схемы поведения детей в опасных ситуациях. Обеспечивают максимальное пребывание детей на свежем воздухе. Организуют музыкальные и спортивные развлечения, активный отдых на прогулке, походы, экскурсии на природу. Включают в режим дня упражнения по профилактике и лечению плоскостопия, нарушения осанки, зрения. Учат детей контролировать правильную осанку, посадку за столом во время занятий. Соблюдают санитарные правила организации занятий: свет слева, достаточная освещенность рабочего и игрового места, подбор мебели по росту детей. Осуществляют медико – педагогический контроль соблюдения режима двигательной активности в течение дня. Контролируют соблюдение санитарно – гигиенических норм проведения занятий, моторной плотности и физической нагрузки на детей во время организованных форм работы по физическому воспитанию детей.
Медицинский персонал осуществляет контроль качества работы педагогов ДОУ по формированию культурно – гигиенических навыков, выполнением санитарных правил, установленных органами Роспотребнадзора; консультирует родителей по основам здорового питания; консультируют педагогов и родителей по обеспечению безопасности детей в летний период, по профилактике детского травматизма, солнечного удара, укусов насекомых, отравлений ядовитыми грибами, ягодами, растениями; оказывает первую помощь при заболеваниях детей, контролирует выполнение закаливающих процедур естественных факторов закаливания (солнца, воздуха, воды); подбирают в соответствии с заболеваниями комплексы лечебной гимнастики, упражнений, игр; проводит диагностику состояния у детей зрения, осанки, стопы; контролирует выполнение в группах комплексной системы оздоровительных мероприятий в ДОУ.
3.1.8. Состояние коррекционной работы в группах компенсирующей направленности дошкольного образовательного учреждения
Одно из приоритетных направлений в МБДОУ №102 – сохранение и укрепление здоровья детей с нарушениями ОДА, коррекция недостатков в физическом и психическом развитии детей.
Главными являются следующие задачи:
1. Снижение заболеваемости ;
2. Обеспечение психологического благополучия;
3. Формирование двигательных навыков и развития физических качеств;
4. Формирование гигиенических умений навыков в соответствии с возрастными и программными требованиями;
5. Формирование представлений о строении тела человека ,о здоровом образе жизни, через реализацию в МБДОУ №102 здоровьесберегающих технологий;
6. Организация правильного питания.
Задачами коррекционной работы МБДОУ №102 являются:
1. Оказание профилактической и коррекционной помощи детям с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
2. Изучение уровня физического развития, познавательного, социально-личностного, речевого и индивидуально-типологических особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья, определение основных направлений и содержания работы.
3. Оценка результатов помощи детям и определение степени их готовности к школьному обучению.
4. Формирование у педагогов и родителей информационной готовности к коррекционной работе, координация усилий педагогов и родителей, контроль за качеством проведения коррекционной работы.
В связи с тем, что в МБДОУ №102 все группы компенсирующей направленности для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, определены следующие цели работы педагогов:
1. Обеспечение комфортных условий развития, воспитания и обучения для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
2. Проведение необходимой работы по профилактике и коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата.
3. Повышение компетентности родителей, побуждение их к сознательной деятельности по коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата.
Основные направления коррекционной работы
1. Оздоровительная
2. Психопрофилактическая
3. Психокоррекционная
4. Логопедическая
5. Просветительская
6. Консультативная
Коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата, воспитание, обучение и развитие детей осуществляется одновременно совместными усилиями воспитателей, инструктора по физической культуре, педагога-психолога, педагога дополнительного образования по хореографии, инструктора по лечебной физкультуре, медсестры по массажу.
В МБДОУ №102 используются различные формы физкультурно-оздоровительной работы, направленные на развитие физических качеств и укрепления здоровья ребенка, направленные на обеспечение психологического благополучия.
Эффективность работы по физическому воспитанию определяется результатом повышения уровня развития физических качеств детей.
В дошкольном учреждении ведется систематическая работа по физическому воспитанию и оздоровлению детей с проблемами в развитии опорно-двигательного аппарата. Основой коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата является тренировка мышц ослабленного ребенка. Она осуществляется в дошкольном учреждении на фоне оптимального организованного лечебно- двигательного режима.
На занятиях ЛФК используются общеразвивающие, корригирующие, дыхательные упражнения, упражнения на расслабление, координацию движений, на развитие функции равновесия, развитие ритма и пространственной ориентации, формирование правильной осанки и коррекцию функциональной недостаточности стопы.
В ДОУ имеется все необходимое оборудование для коррекции здоровья детей: велотренажеры, батуты, тактильные дорожки, сенсорные мячи, тоннели, модули.
Коррекционное оборудование используется в течение дня. Многообразие оборудования и пособий дает возможность продуктивно его использовать в различных видах деятельности.
Имеется спортивная площадка, позволяющая проводить физкультурные занятия и спортивные мероприятия на открытом воздухе.
В группах созданы физкультурные и коррекционные уголки, которые оснащены спортивными и коррекционными пособиями, нетрадиционным оборудованием для развития и совершенствования основных движений, развития мелкой моторики, выработки правильной осанки и профилактики плоскостопия.
В 2016 – 2017 учебном году в ДОУ реализована программа «Доступная среда» на сумму 2 338 984 руб., благодаря которой существенно улучшились условия для работы с детьми с ОВЗ.
Осуществлены следующие виды работ:
- установка подъемника;
- расширение дверных проемов;
- переоборудование санузла, выравнивание полов, замена светильников для детей-инвалидов в группе №1;
- установка перилл на лестничном пролете.
Приобретено оборудование для физиокабинета:
- специальные аппараты: аппарат «Поток» - 2 шт., парафинонагреватель – 1 шт., терапевтическое кресло трансформер «Кубик».
В кабинет учителей-логопедов было приобретено: многофункциональный программныйкомплекс для логопедического обследования детей, развития и коррекции речи.
В кабинет педагога-психолога было приобретено:
воздушно-пузырьковая колонна с мягким основанием, комплект акриловых зеркал, фиброоптическое волокно с источником света, световой стол для рисования песком, кресло «Пуфик» - 2 шт., «Мягкий остров», Тактильный ящик, тактильно-развивающая панель «Кисточки», «Замочки», интерактивная панель с комплектом программного обеспечения для развития детей, комплект развивающих познавательных игр, игровой набор «Дары Фребеля», набор Монтессори, «Тест детской апперцепции», объемные сенсорные развивающие игрушки, лабиринт проволочный, «Методика Л.А.Ясюковой (часть 1). Определение готовности к школе».
В мае 2017 года приобретены игры и игрушки на сумму 109 000 руб., что позволило значительно обогатить игровые зоны в группах.
Результатом комплексной коррекционно-оздоровительной работы является улучшение состояния здоровья детей по основному диагнозу на 70%, со стабильным состоянием - 30% детей, ухудшения состояния здоровья детей не выявлялось.

В ДОУза много лет сложилась система коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья и, в первую очередь, это дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Воспитатели, учитель-логопед, педагог-психолог и другие специалисты, имеющиеся в ДОУ, работают в тесном контакте друг с другом. Они стремятся применять в работе с детьми личностно-ориентированную модель общения и работать в едином информационно-образовательном пространстве, что априори исключает умственные перегрузки воспитанников. Поскольку с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, эффективность проведения фронтальных занятий очень низкая, вся работа проводится в индивидуальной и подгрупповой форме.
Расписание занятий составлена так, чтобы каждый ребенок ежедневно получал коррекционно-развивающую помощь. Количество занятий в неделю не превышает установленных норм. Воспитатели проводят занятия по ознакомлению с окружающим миром, развитие речи, формированию элементарных количественных представлений, изобразительной деятельности, конструированию и художественной литературе. Они закрепляют приобретенные детьми знания, отрабатывают умения до автоматизации навыков, интегрируя коррекционные цели и содержание в повседневную жизнь детей (в игровую и трудовую деятельность), в содержание других занятий (изобразительная деятельность, наблюдения за окружающим), а также в режимные моменты. Чтобы обеспечить такое единство в работе всех педагогов и специалистов на данной группе (для детей с ограниченными возможностями здоровья), у нас в детском саду была выработана следующая система деятельности:
1. Воспитатели совместно с учителем-логопедом и педагогом-психологом изучают детей. Специалисты индивидуально обследуют детей, наблюдают за ними в процессе занятий. Воспитатели изучают детей на занятиях и в повседневной жизни – в процессе проведения режимных моментов, на прогулке, во время свободной деятельности. Результаты обсуждаются и анализируются всем педагогическим коллективом группы, во главе с заместителем заведующего по УВР дошкольного учреждения. Обсуждаются достижения и недостатки в обучении детей, намечаются пути коррекции.
2. Совместно изучается содержание программы и составляется перспективный план работы по всем видам деятельности детей и по всем разделам программы (ознакомление с окружающим, продуктивная деятельность, игровая деятельность и т.д.). Правильное планирование обеспечивает необходимую повторяемость и закрепление материала в разных видах деятельности детей и в различных ситуациях.
3. Совместно готовятся и проводятся праздники, развлечения, тематические и интегрированные занятия. Данные занятия являются итогом всей коррекционно-педагогической деятельности с детьми за определенный период. Чтобы все возможности детей были раскрыты, реализованы, над их подготовкой должен работать весь педагогический коллектив группы совместно с музыкальным руководителем.
4. Тесно взаимодействуем с родителями. Основная задача педагогов при организации работы с родителями – помочь им стать заинтересованными, активными и действенными участниками образовательного процесса. Педагоги разъясняют родителям о необходимости ежедневной работы со своим ребенком по заданиям, которые дает учитель-логопед, педагог-психолог и воспитатели, единстве требований педагогов и родителей. Только в таком случае возможны наилучшие результаты. Единообразие подходов к работе с детьми, преемственность в требованиях, а также в содержании и методах коррекционной, учебной и воспитательной работы, комплексность и многообразие средств развития детей и устранение имеющихся у них недостатков, использование ведущего вида деятельности-игры – залог успеха в работе.
Основными идеями, определяющими содержание взаимодействия педагогов, комплексность коррекционно-развивающей работы с детьми, работы по преодолению или предупреждению у дошкольников с отклонениями в развитии школьной дезадаптации, являются следующие:
1. Единство коррекционных, образовательных и воспитательных задач. Принцип коррекционной направленности деятельности детей.
2. Развивающий характер работы и формирование качеств личности ребенка. Принцип максимального выявления и использования резервов психического развития дошкольников.
3. Воспитание у детей интереса к занятиям, познавательной активности и самостоятельности. Опора на личный опыт детей.
4. Достижение успеха как важнейшее средство стимуляции познавательной деятельности детей. Принцип индивидуализации и дифференциации обучения на основе комплексной диагностики развития. Дифференцированный характер учебной деятельности детей с учетом их индивидуальной психологической готовности.
5. Строгая последовательность в работе. Систематичность в закреплении сформированных умений и знаний. Доведение умений до автоматизированных навыков на каждой ступени обучения.
6. Разнообразие и вариативность дидактического материала и приемов коррекционной работы всех специалистов.
7. Применение принципа деятельностного подхода, активное использование различных видов, особенно ведущего вида деятельности в общеразвивающих и коррекционных целях.
8. Использование в коррекционной работе различных видов продуктивной и игровой деятельности.
Таким образом, коррекционно-развивающая работа с детьми предполагает взаимодействие всех специалистов ДОУ и носит комплексный характер.
Вывод: Достижение эффективности в коррекционно-развивающей работе возможно за счет взаимодействия всех участников педагогического процесса для совместного решения образовательных, воспитательных и коррекционных задач. Благодаря коррекционно-оздоровительной работе возможно успешное формирование личностной готовности детей с нарушениями развития к школьному обучению, социализации и адаптации их в обществе.
3.1.9. Доступ к информационным системам и
информационно-телекоммуникационным сетям

С 1 сентября 2012 г. Вступил в силу федеральный закон РФ от 29.12.2010г. № 436 -ФЗ."О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию",согласно которому содержание и художественное оформление информации,предназначенной для обучения детей в образовательных учреждениях, должнысоответствовать содержанию и художественному оформлению информации для детейданного возраста.
В МБДОУ №102 создано единое информационное пространство для обеспечения эффективной социализации всех участников воспитательно-образовательного процесса в условиях информационного общества.
Детский сад подключен к сети Интернет «Ростелеком»:
• трафик-не ограничен
• организована работа электронной почты ДОУ – .
• имеется интернет - сайт ДОУ – sad102kursk
Структура сайта выполнена в соответствии с Законом РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ
"Об образовании в Российской Федерации" и Требованиями к структуре официального
сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "интернет" и формату представления на нем информации, утверждёнными приказом Рособрнадзора от 29 мая 2014 г. № 785. Сайт ДОУ был активен на протяжении всегоучебного года. Информация обновлялась по мере необходимости, но не реже 1 раза в месяц.
Вывод: сайт ДОУ составлен в соответствии с законодательными актами РФ и обеспечивает доступностьдля педагогов, общественности, родителей локальныхнормативных актов, иных нормативных документов, позволяет постоянно находиться вкурсе событий, способствует проявлению активности, обмену передовым педагогическимопытом, побуждает к развитию и самосовершенствованию.
Благодаря наличию официального сайта обеспечивается доступ к профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам, а также иным информационным ресурсам обеспечивается административным, педагогическим работникам и специалистам.

Часть 2. Результаты анализа показателей деятельности МБДОУ №102

2.1 Оценка содержания и качества подготовки воспитанников

2.2.1. Анализ программ ДОУ

Стратегию развития дошкольного учреждения на период до 2017 года определяет Программа развития, разработанная на период с 2017 до 2020 года, рассмотренная педагогическим советом, утверждённая приказом руководителя и согласованная с комитетом образования города Курска.
Программа развития состоит из пяти разделов: 1-й – информационно-
аналитический, куда входят: паспорт программы, пояснительная записка и
информационная справка о ДОУ; 2-й раздел раскрывает проблемно – ориентированный анализ состояния деятельности ДОУ; 3-й раздел представляет концептуально - прогностическую часть. Этот раздел раскрывает концепцию развития ДОУ, цели, задачи, принципы построения воспитательно-образовательного процесса, условия реализации программы и результативность - модель выпускника. В 4-м, процессуально-технологическом разделе определены основные направления и этапы реализации программы развития МБДОУ, структура управления воспитательной системой учреждения, даны: организационно-педагогическая структура, этапы развития педагогического коллектива, организация развивающего образовательного пространства.
Особое внимание уделено оптимизации здоровьесберегающей деятельности ДОУ, учитывая состояние здоровья воспитанников. Работе с родителями и населением и взаимодействию с социумом также уделяется большое внимание в соответствии с законом РФ «Об образовании в Российской Федерации». 5-й раздел представляет контрольно - экспертную часть программы, куда входят: контроль и сопровождение реализации
Программы развития; ожидаемые результаты реализации Программы развития ДОУ и показатели эффективности воспитательной системы МБДОУ №102.

Таким образом, Программа развития ДОУ составлена в соответствии с основными законодательными документами Российской Федерации: Законом РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"; ФГОС ДО, утверждённым приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г. №1155;Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.1.3049-13.
Программа является основополагающим стратегическим документом ДОУ,
определяющим перспективу развития дошкольного учреждения, развитие
взаимоотношений и взаимосвязей всех участников образовательного процесса.
Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья с нарушениями опорно-двигательного аппарата определяет содержание и организацию
образовательной деятельности на уровне дошкольного образования.
Программа ДОУ составлена в строгом соответствии с Требованиями к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему ФГОС ДО и с учётом примерных образовательных программ ДО, парциальных программ.
При составлении ООП ДОУ использовались следующие примерные программы:
1. ≪Радуга≫- примерная основная общеобразовательная программа
дошкольного образования под общей редакцией Т.Н.Дорониной.

В рамках данной программы реализуются следующие направления развития:
Художественно-эстетическое развитие
- Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки», автор-Лыкова И. А.
- Программа «Художественный труд в детском саду», автор-Лыкова И. А.
- Радынова О.П. «Музыкальные шедевры»
- Буренина А.И. «Ритмическая мозайка»

Познавательное развитие
- Рыжова Н.А..Программа по экологическому образованию «Наш дом — природа»
- Лыкова И.А. Программа по конструированию «Умные пальчики»
- Колесникова Е.В. «Математические ступеньки»

Речевое развитие
- УшаковаО.С. Программа «Развитие речи детей 3-7 лет».
- Ушакова О.С. «Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи»
- Колесникова Е.В. «От звука к букве»

Социально-коммуникативное развитие:
- Лыкова И.А., Шипунова В.А.Программа «Детская безопасность»
Авдеева Н.Н., Князева Н.А., Стеркина Р.Б. «Основы безопасности детей дошкольного возраста»
- Слободяник Н.П. Программа эмоционального развития «Удивляюсь, злюсь, боюсь, радуюсь»

Физическое развитие:
Сековец Л.С. «Комплексная физическая реабилитация детей с нарушением опорно-двигательного аппарата»
Верховкина М.Е., Коваленко В.С. и др. Программа по сохранению и формированию здоровья детей и их родителей «К здоровой семье через детский сад»

Для реализации образовательных областей используются следующие парциальные программы, системы работы:

Речевое развитие

- Программа коррекционно-развивающей работы для детей дошкольного возраста (с 4 до 7 лет) с общим недоразвитием речи. Филичева Т. Б., Чиркина
Г. В.
Целью данной Программы является построение системы коррекционно-
развивающей работы для детей с общим недоразвитием речи в
возрасте с 4 до7 лет, предусматривающей полное взаимодействие и преемственность действий всех специалистов дошкольного образовательного учреждения и родителей дошкольников. Комплексность педагогического воздействия направлена на выравнивание речевого и психофизического развития детей и обеспечивает их всестороннее гармоничное развитие.
- Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет). Нищева Н.В.
Программа представляет собой целостную, методологически обоснованную,
систематизированную, четко структурированную модель педагогического процесса. В программе представлены рекомендации по организации режима дня, построению предметно-пространственной развивающей работы по каждой из образовательных областей, система мониторинга развития детей и уровня усвоения программы детьми. Методический комплект к программе включает необходимые для работы пособия, наглядный дидактический материал.

Художественно-эстетическое развитие

-Программа «Ладушки» - авторы И. Каплунова, И. Новооскольцева. Программа
ориентирована на возраст от трех лет.
Цель программы – музыкально-творческое развитие детей в процессе различных видов
музыкальной деятельности.
ООП ДОУ обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в
различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных
психологических и физиологических особенностей.
Программа направлена на:
- создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;
- на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.
Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований Стандарта.
Обязательная часть Программы предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях.
Программа направлена на создание образовательной среды как зоны ближайшего развития ребенка. Образовательная среда составляет систему условий социализации и развития детей, включая пространственно-временные (гибкость и трансформируемость предметного пространства), социальные (формы сотрудничества и общения, ролевые и межличностные отношения всех участников образовательного процесса, включая
педагогов, детей, родителей, администрацию), деятельностные условия (доступность и разнообразие видов деятельности, соответствующих возрастным особенностям дошкольников, задачам развития и социализации).
Вторая часть ООП МБДОУ №102 отражает работу коллектива по познавательному исоциально-коммуникативному развитию детей, отражает региональный компонент в образовании.
Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и компетенций. В Программе отсутствуют жесткая регламентация знаний детей и предметный центризм в обучении.
В соответствии с используемыми программами в ДОУ имеются соответствующие учебно-методические комплекты.

Вывод: Программа ДОУ составлена в соответствии с законодательством
Российской Федерации в области образования, направлены как на развитие ребёнка дошкольного возраста, так и на тесное взаимодействие всех участников образовательного процесса. Программа предусматривает преемственность между дошкольным и начальным образованием, тесную связь с семьями воспитанников. В представленной ООП разумно сочетаются инвариантная и вариативная части. В программе заложены возможности творческого развития личности не только ребёнка, но и педагога.

2.2.2. Анализ уровня готовности детей подготовительной группы к обучению в школе.
Цель исследования: изучить динамику психофизиологического, психического и социального развития детей для определения функциональной готовности к поступлению в школу, определение путей и форм оказания помощи детям, нуждающимся в психологической поддержке.
Методы исследования: диагностика, анализ, сравнение, наблюдение, беседа,
анкетирование, изучение продуктов деятельности.
Используемые методики:
- «Ориентировочный тест школьной зрелости» Керна-Йирасека
- Диагностика уровня умственного развития тест «Способность к обучению в школе» (Г. Вицлака).
- «Определение мотивов учения» (Гинзбург).
- Изучение памяти (Методика «10 слов»).
- «Общая ориентация детей в окружающем мире и запас бытовых знаний».
- Выявление уровня сформированности «внутренней позиции школьника» методика
«Беседа о школе» (Т. А. Нежнова).
- Методика изучения психосоциальной зрелости детей, поступающих в 1 класс, по
тестовой беседе.
- «Мотивационная готовность» Л.И. Венгер
- «Тест переплетенных линий»
- «Исследование вербального мышления» И.Шварцара

По методике «Мотивационная готовность» Л.И. Венгер детей с высоким уровнем – 18, со средним – 70%, с низким – 12%.
По методике «Ориентационный тест школьной зрелости» Керна-Йерасека, детей с высоким уровнем – 28%, со средним – 68%, с низким – 4%.
По методике «Тест переплетенных линий» детей с высоким уровнем – 61%, со средним – 33%, с низким – 6%.
По методике «Исследование вербального мышления» И.Шварцара, детей с очень высоким уровнем развития - 8% , со высоким – 39% , со средним – 43% , с низким – 10%.
По методике «10 слов» было выявлено 18% детей имеющих особенности внимания (истощаемость, переключаемость), у остальных 82% детей вниманиесоответствует возрастной норме.
По методике «Опросник к тесту школьной зрелости» показал 31 % детей с высоким уровнем, 44% со средним и 25 % с низким.

В мае 2017 г. педагогом-психологом И.А.Халатян , было проведено исследование детей 6-7 лет на тему «Психологическая готовность к обучению в школе». Участие приняли 54 ребенка. По результатам обследования детей были выделены итоговые показатели с соответствующими уровнями функциональной готовности к обучению в школе. Социальная и психолого-педагогическая готовность к школе: желание учиться, учебная мотивация, общение, адекватное поведение, организованность, кругозор. Развитие школьно-значимых психофизиологических функций: артикуляционный аппарат, мелкие мышцы руки, пространственная ориентация, координация, объѐм зрительного восприятия. Развитие психологических предпосылок учебной деятельности: познавательная активность, самостоятельность, интеллектуальные умения, произвольность, темп деятельности. Уровень актуального развития. «Ориентировочный тест» Керна-Йирасека показал, что у большинства детей подготовительных групп достаточный или близкий к достаточному уровень готовности к школе, и только у одного ребенка уровень школьной зрелости ниже среднего. Они хорошо осознают свою половую принадлежность, находят себе место в пространстве и времени. Они уже ориентируются в семейно - родственных отношениях и умеет строить отношения со взрослыми и сверстниками: имеют навыки самообладания, умеют подчинить себя обстоятельствам, быть непреклонным в своих желаниях. У этих детей уже развита рефлексия. В качестве важнейшего достижения в развитии личности ребенка выступило преобладание чувства "Я должен" над мотивом "Я хочу". Значит, у будущих первоклассников сформировалась мотивационная готовность к учению в школе. Наличие внутренней позиции школьника обнаруживается у этих детей в том, что они проявляют ярко положительное отношение к школьно-учебной деятельности в целом и особенно к тем ее сторонам, которые непосредственно связаны с учением. Такая положительная направленность детей на школу как на собственно учебное заведение - важнейшая предпосылка благополучного вхождения его в школьно-учебную действительность, т.е. принятие им соответствующих школьных требований и полноценного включения в учебный процесс. У детей развита определенная широта представлений, в том числе образных и пространственных, соответствующее речевое развитие, познавательная активность. Дети стараются уже подчинять свои действий поставленной цели. Это приведет к тому, что они начнут сознательно контролировать себя, управлять своими внутренними и внешними действиями, своими познавательными процессами и поведением в целом. Это дает основание полагать, что уже в дошкольном возрасте у них возникает воля. Наблюдение за детьми показало, что в условиях повседневного поведения и общения со взрослыми, а также в практике ролевой игры у дошкольников сформировалось обобщенное знание многих социальных норм, но это знание еще до конца неосознаваемо ребенком и непосредственно спаяно с его положительными и отрицательными эмоциональными переживаниями. Первые этические инстанции представляют собой пока еще относительно простые системные образования, являющиеся зародышами нравственных чувств, на основе которых в дальнейшем сформируются уже вполне зрелые нравственные чувства и убеждения. Данные показывают, что функциональная готовность к обучению в школе высокого и среднего уровней составляет 100 - 95 %. Это может свидетельствовать о высокой продуктивности психолого-педагогического сопровождения воспитанников в условиях реализации ООП ДОУ.

В результате реализации Адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья с нарушениями опорно-двигательного аппарата МБДОУ №102 успешно выполняет образовательную, развивающую и воспитательную задачи. Результаты освоения ООП МБДОУ №102 за 2016-2017 учебный год показали стабильную положительную динамику развития интегративных качеств воспитанников. Это обеспечит детям равные стартовые возможности при обучении в школе.

Анализ уровня готовности детей подготовительной группы к обучению в школе.
Родители выпускников приняли активное участие в родительских собраниях, в проведении различных экскурсий и социально-познавательных акций, в анкетировании готовности детей к школе.

Сводная таблица анкетирования родителей
«Готов ли ребенок к школе»

 

сводн

Интерпретация:
20-24 б.- ребенок готов к школе, ему будет легко справляться со школьными трудностями.
Необходимо позаботиться о том, чтобы у него не пропал интерес к школе, получениюновых знаний
15-19 б.-ребенок почти готов к школе, следует больше внимания уделить ребенку в
вопросах подготовки его к школьному обучению
14 б. и менее -ребенок к школе не готов, он ждет помощи и сотрудничества от взрослых.