Отчет
о результатах самообследования
муниципального бюджетного дошкольного
образовательного учреждения
«Детский сад компенсирующего вида №102»
за 2017 год

 При составлении отчёта коллектив руководствовался Приказом Министерства образования и науки РФ от 14 июня 2013 г. № 462 "Об утверждении Порядка проведения самообследования образовательной организацией", составленным в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 29 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598;2013, № 19, ст. 2326), Приказом Министерства образования и науки РФ от 14.12.2017г. №1218 «О внесении изменений в Порядок проведения самообследования образоваельной организации, утвержденный приказом Минстерства образования и науки Российской Федерации от 14.06.2013 г.№ 462.
Процедура самообследования включала в себя следующие этапы:
1. Планирование и подготовка работ по самообследованию ДОУ:
- был издан приказ по МБДОУ от 22.02.2018 г. №21/1 о проведении саообследования,
- составлен и утверждён план-график работ по подготовке и проведению самообследования;
- создана комиссия по проведению самообследования, состоящая из членов педагогического совета, медсестры.
2. Организация и проведение самообследования в ДОУ проходило в период с 22.02.2018 г. по 19.04.2018г.
3. Обобщение полученных результатов и на их основе формирование отчета
4. Рассмотрение отчета педагогическим советом ДОУ
Целями проведения самообследования являются обеспечение доступности и открытости информации о деятельности организации, а также подготовка отчета о результатах самообследования.
В процессе самообследования деятельности ДОУ проводилась оценка образовательной деятельности, системы управления ДОУ, содержания и качества подготовки воспитанников, организации воспитательно-образовательного процесса, контингента детей, качества кадрового, учебно-методического, библиотечно-информауионного обеспечения, материально-технической базы, функционирования внутренней системы оценки качества образования, анализ показателей деятельности ДОУ.

I часть. Аналитическая

1. Общая характеристика дошкольного образовательного учреждения:
Полное и сокращённое наименование ДОУ: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад компенсирующего вида № 102»,
МБДОУ № 102
Адрес: 305040, город Курск, проспект Дружбы, 5а
Год ввода в эксплуатацию: июнь 1983 года.
Учредитель МБДОУ – Администрация города Курска в лице комитета образования города Курска, осуществляющего управление в сфере образования на территории муниципального образования «Город Курск»
Режим работы:
Учреждение работает, и группы в нем функционируют в режиме пятидневной рабочей недели, выходные дни: суббота и воскресенье, нерабочие праздничные дни, установленные трудовым законодательством Российской Федерации. Режим функционирования групп в Учреждении (длительность пребывания воспитанников в группах) – 12 часов в день: с 7 часов утра до 19 часов вечера.
Охрана круглосуточная, в дневное время в ДОУ дежурят вахтёры (с 7.00 часов до 19.00 часов), с 19.00 до 7.00 часов охрана осуществляется сторожами ДОУ. Вахта оборудована телефонной связью и КТС.
2. Группы и воспитанники. Характеристика контингента детей.
На 01.01.2018 года численность воспитанников, обучающихся по адаптированной образовательной программе дошкольного образования для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья с нарушениями опорно-двигательного аппарата, составила 190 детей.
Комплектование осуществляется по возрастному принципу. В Учреждении функционируют группы компенсирующей направленности для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.

Возрастной состав групп на 01.01.2018 года:
В ДОУ функционирует 6 групп. 1 группа компенсирующей направленности для детей 2-3 лет, 2 группы компенсирующей направленности для детей 3-4 лет, 1 группа компенсирующей направленности для детей 4-5 лет, 1 группа компенсирующей направленности для детей 5- лет, 1 группа компенсирующей направленности для детей для детей 6-7 лет.
Количественный состав групп на 01.01.2018 года:
Группа компенсирующей направленности для детей 2-3 лет № 2 — 27 воспитанников; Группа компенсирующей направленности для детей 3-4 лет № 1 — 30 воспитанников; Группа компенсирующей направленности для детей 3-4 лет № 4 — 34 воспитанников; Группа компенсирующей направленности для детей 4-5 лет № 6 — 33 воспитанника; Группа компенсирующей направленности для детей 5-6 лет № 7— 34 воспитанников; Группа компенсирующей направленности для детей 6-7 лет № 5 — 32 воспитанников.
Комплектование проводится на основании положения о порядке комплектования муниципальных дошкольных образовательных учреждений города Курска, Устава МБДОУ. Учреждение комплектуется детьми (воспитанниками), поставленными на учет для предоставления места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении города Курска, в порядке, установленном муниципальными нормативными правовыми актами города Курска в соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании, в том числе устанавливающим права граждан на внеочередное и первоочередное предоставление места в дошкольной образовательной организации.
Прием ребенка (воспитанника) в ДОУ осуществляется на основании медицинского заключения, выданного в установленном порядке (медицинская карта ребенка установленной формы с медицинским заключением о возможности посещения ребенком детского коллектива с перечнем профилактических прививок), заявления родителей (законных представителей) ребенка (воспитанника) и копии документов, удостоверяющих личность одного из родителей (законных представителей).
Дети (воспитанники) с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды принимаются на обучение по соответствующей адаптированной образовательной программе только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии, а для ребенка-инвалида также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
Основанием возникновения образовательных отношений является приказ о приеме ребёнка на обучение в ДОУ, подписанный заведующим Учреждением (исполняющим обязанности заведующего Учреждением) и содержащий конкретную дату приема. Договор об образовании заключается в простой письменной форме между Учреждением, в лице заведующего Учреждением (исполняющего обязанности заведующего Учреждением), и родителями (законными представителями).
Все родители (законные представители детей, зачисленных в ДОУ ознакомлены с Уставом ДОУ, с лицензией на осуществление образовательной деятельности, с образовательными программами и другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности, права и обязанности воспитанников и их законных представителей. На всех воспитанников, зачисленных в ДОУ оформлено Личное дело установленного образца.

диаграмма1

Характеристика уровня физического здоровья воспитанников на 01.01.2018 года

табл1 2

Исходя из анализа уровня здоровья воспитанников ДОУ можно обозначить проблему и сделать некоторые выводы.
Проблема: Дети отличаются слабым здоровьем, несмотря на то, что в ДОУ проводится комплекс мер для охраны и укрепления организма воспитанников. Ухудшение здоровья детей обусловлено многими причинами:
- наследственность;
- неблагоприятная экологическая обстановка (в черте города находится СХК, промышленные предприятия, отсутствие очистных сооружений и др.);
- частые температурные перепады (преобладает резкоконтинентальный климат);
- рост объема познавательной информации и умственной нагрузки;
- снижение двигательной активности (дети много времени проводят за компьютером и у экрана телевизора);
- посещение детьми учреждений дополнительного образования в вечернее время и по выходным дням;
- в связи с началом функционирования ДОУ необходимость одномоментного приёма большого количества «домашних» детей.
Вследствие этого наблюдается переутомление детей, снижение их функциональных возможностей, что отрицательно влияет не только на состояние здоровья дошкольников, но и на перспективы их развития. В связи с этим возникает необходимость оптимизации здоровьесберегающей деятельности ДОУ.
Вывод: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад компенсирующего вида № 102» функционирует в соответствии с нормативными документами в сфере образования Российской Федерации. Контингент воспитанников социально благополучный. Преобладают дети из полных семей. Комплектование осуществляется в строгом соответствии с законодательными документами РФ, Курской области и города Курска.

3 .Оценка образовательной деятельности:
3.1. Оценка системы управления МБДОУ
Управление ДОУ осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации на основе сочетания принципов единоначалия и коллегиальности. Единоличным исполнительным органом Учреждения является заведующий ДОУ, который осуществляет текущее руководство деятельностью Учреждения.
Заведующий ПашенкоН.Г. - 1972 года рождения, в 1993 году окончила Курский государственный педагогический институт по специальности «Педагогика и методика начального обучения». Руководит детским садом с 2004 года, Приказ Комитета образования города Курска № 23 от 02.02.2004года. С 2004 по 2006 год прошла профессиональную переподготовку в Курском государственном университете по дополнительной профессиональной образовательной программе «Менеджмент в образовании». В 2017 году прошла курсы повышения квалификации по дополнительной профессиональной программе «Повышение квалификации руководящих кадров системы дошкольного образования на основе лучших моделей дошкольного образования, обеспечивающих доступность дошкольного образования для всех детей, включая модели раннего развития детей» в Липецком государственном педагогическом университете. В 2009 году награждена нагрудным знаком «Почетный работник общего образования Российской Федерации». В 2017 году награждена Почетной грамотой комитета образования города Курска.
3.1.1. Структура и органы управления
В соответствии с Уставом в МБДОУ работают коллегиальные органы управления: Педагогический совет, Общее собрание работников ДОУ; Общее собрание работников вправе принимать решения, если в его работе участвует более половины работников, для которых Учреждение является основным местом работы. Педагогический Совет осуществляет руководство образовательной деятельностью. Интересы трудового коллектива представляет профсоюзный комитет. Протоколы заседаний Общего собрания работников, Педагогических Советов, профсоюзного комитета, родительских собраний ведутся в МБДОУ постоянно, подробно, форма протоколов соответствует требованиям.
Вывод: в детском саду созданы возможности для реализации права всех участников образовательного процесса участвовать в управлении учреждением.
3.1.2. Правоустанавливающие документы:
- Лицензия на осуществление образовательной деятельности от 26.05.2014года № 1832;
Свидетельство о государственной регистрации права по виду: оперативное управление от 31.12.2014 г. № 46 АТ 057153.
- Свидетельство о государственной регистрации права постоянного(бессрочного) пользования землёй от 31.12.2014 № 46 АТ 083968;
- Свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц от 27.12.2011г. ОГРН 1034632157165;
- Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе от 08.02.1996 ИФНС по городу Курску, код 4632; ОГРН 1034632157165; ИНН 4629034530; КПП 463201001;
- Устав дошкольного образовательного учреждения;
- договор о взаимоотношениях между дошкольным образовательным учреждением и Учредителем;
Документация МБДОУ:
- В ДОУ имеются все основные федеральные, региональные и муниципальные нормативно-правовые акты, регламентирующие работу дошкольного образовательного учреждения;
Международно-правовые акты:
· Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 04.11.1950 (с изм. и доп.);
· Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.89, вступила в силу для СССР 15.09.1990);
· Декларацией прав ребёнка (провозглашена резолюцией 1386 (XIV) Генеральной Ассамблеи ООН от 20.11.1959).
Законы РФ:
· Конституция РФ от 12.12.1993 (с изм. и доп.);
· Семейный кодекс РФ от 08.12.1995 №223 ФЗ (с изм. и доп.);
· Федеральный закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 № 124-ФЗ (с изм. и доп.);
· Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Документы Федеральных служб:
· Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций - Санитарноэпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13 (Утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от15 мая 2013 г. N 26).
Нормативно-правовые документы Минобразования России:
· Приказ Минобрнауки РФ от 17.10.2013 № 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" Региональные нормативно-правовые документы:
- Постановление Администрации Курской области от от 15 октября 2013 г. N 737-па «Об утверждении государственной программы Курской области «Развитие образования в Курской области»; Подпрограмма1 «Развитие дошкольного и общего образования детей
Нормативно-правовые документы дошкольного учреждения
- договоры дошкольного образовательного учреждения с родителями (законными представителями);
- Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
- Планы работы на 2016-2017учебный год;
- Планы работы на 2017-2018 учебный год;
- Учебный план и расписание непосредственно образовательной деятельности на учебный год;
- Календарный учебный график;
- Программа развития дошкольного образовательного учреждения на период с 2017 по 2020гг., согласованная с комитетом образования города Курска;
- планы воспитательно-образовательной работы (перспективные и календарные) в группах воспитателей, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя, педагога-психолога, учителей-логопедов;
- Расписание непосредственной образовательной деятельности, режим дня, составленные в соответствии СанПиН, возрасту и направленности группы;
- Локальные акты, касающиеся деятельности ДОУ:
• Положение о родительском собрании МБДОУ № 102
• Положение о родительском комитете МБДОУ № 102
• Положение о психолого-медико-педагогическом консилиуме МБДОУ № 102
• Положение об общем собрании работников МБДОУ № 102
• Положениео должностном (внутрисадовом) контроле МБДОУ №102
• Положение о педагогическом совете МБДОУ № 102
• Положение о логопедическом кабинете МБДОУ № 102
• Положение о психологическом кабинете МБДОУ № 102
• Положение о музыкальном зале МБДОУ № 102
• Положение об официальном сайте в сети Интернет МБДОУ № 102
• Кодекс профессиональной этики педагога №102
• Положение о Совете отцов МБДОУ №102
• Положение о рабочей группе МБДОУ № 102 по подготовке к введению федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее ФГОС ДО)
• Положение о пропускном и внутриобъектовом режиме в № 102
• Положение «О смотре готовности групп к новому учебному году»

Документация ДОУ, касающаяся трудовых и других договорных отношений:
В ДОУ имеются в наличии и ведутся в соответствии с инструкцией по делопроизводству следующие документы:
• книга учѐта трудовых книжек работников, личные дела работников;
• приказы по личному составу, книга регистрации приказов по личному составу;
• трудовые договоры с работниками и дополнительные соглашения к трудовым договорам;
• коллективный договор (в т.ч. приложения к коллективному договору);
• правила внутреннего трудового распорядка;
• штатное расписание дошкольного образовательного учреждения;
• должностные инструкции работников;
• журналы проведения инструктажа.
3.1.3. Организация системы контроля.
С целью получения качественного результата по итогам преобразований, планируемых коллективом на ближайшую перспективу, для успешной реализации программы развития ДОУ каждое направление деятельности ДОУ подлежит контролю.
В ДОУ имеют место два компонента контроля: административный (оперативный, промежуточный, итоговый; тематический фронтальный) и самоконтроль (диагностика, самодиагностика, тестирование, самоанализ, самоаттестация, составление творческих отчётов, портфолио и т.п.)
Направления контроля.
• Создание условий для сохранения и укрепления психофизического здоровья детей, обеспечение безопасности их жизнедеятельности.
Методы: оценка состояния условий для сохранения, укрепления психофизического здоровья детей с позиции требований Стандарта и образовательной программы; диагностика уровня физического и психического развития детей, диагностика уровня обученности и эмоционально-личностной успешности детей.
• Реализация коррекционно-развивающей поддержки детям с трудностями в речевом, эмоционально-волевом и социальном развитии.
Методы: диагностики психоэмоционального благополучия дошкольников; оценка речевого и коммуникативного развития детей; наблюдение и анализ поведенческих реакций и способов коммуникативного взаимодействия дошкольников.
• Организация и осуществление развивающего обучения, обучение в русле амплификации, использование проективной педагогики в воспитательнообразовательном процессе, предполагающей активную позицию ребёнка в учебном процессе, опирающейся на самостоятельную поисковую и исследовательскую деятельность, позитивное эмоциональное восприятие ситуации.
Методы: анализ среды развития детей в разных возрастных группах; оценка уровня интеллектуального, познавательного, речевого, художественно-творческого и социальнокоммуникативного развития детей; анализ программного обеспечения воспитательнообразовательного процесса; диагностика по реализации образовательной программы дошкольного образования воспитанников ДОУ.
• Направленность воспитательно-образовательного процесса на развитие творческого мировосприятия ребёнка.
Методы: анализ развивающей среды в группах и кабинетах, индивидуальные наблюдения и беседы с детьми; изучение отношения педагогов к проявлениям детского творчества и воображения.
• Реализация в педагогических технологиях основных гуманистических принципов: ненасилия, признания права ребёнка на самостоятельность и выбор.
Методы: мониторинг качества использования в работе с дошкольниками личностноразвивающих и социально-адаптивных технологий.
• Создание социальных и материальных условий реализации программы развития.
Методы: отчёт администрации на педагогическом совете, заседании родительского комитета; анкетирование персонала и родителей.
Для осуществления оперативного контроля за осуществлениемрежимных моментов в ДОУ создана группа контроля, состоящая из заведующего, заместителя заведующего по УВР, медсестры, педагога-психолога. Составлен ежемесячный план контроля, к которому прилагаются листы контроля.
Реальная оценка, как результат внутрисадового контроля МБДОУ, определяется, исходя из:
— самооценки воспитателя;
— оценки родителей;
— оценки руководителя (или экспертной группы);
— итоговой оценки.
В ДОУ используется четырехступенчатая система оценки:
Отлично,
Хорошо,
Удовлетворительно,
Неудовлетворительно.
3.1.4. Оценка эффективности системы управления
Для осуществления эффективного руководства создана мотивационная среда дошкольного учреждения, используются различные (оптимальные для каждой категории сотрудников) формы поощрений. Разработано Положение о стимулирующих выплатах.
Эффективно решаются задачи:
- создана оптимальная структура управления и распределения функций в дошкольном учреждении для формирования субъектной позиции каждого педагога в управлении учебно-воспитательным процессом;
- создана система повышения квалификации педагогических кадров;
- проводятся мероприятия по созданию благоприятного психологического климата в коллективе, созданию конкурентоспособного коллектива педагогов; обеспечению материально-технической базы.
Цель управления заключается в совершенствовании процесса принятия решений.
Процесс управления слагается из следующих функциональных звеньев:
• Информационно-аналитического;
• Мотивационно-целевого;
• Планово-прогностического;
• Регулятивно-диагностического;
• Контрольно-диагностического;
• Организационно-исполнительского.
Они рассматриваются как относительно самостоятельные виды деятельности. Между тем, функциональные звенья управления связаны и последовательны, поэтапно сменяют друг друга, образуя единый управленческий цикл.
Режим управления ДОУ – это управление по результатам, которое предполагает, что изначально перед коллективом ставятся реальные, обеспеченные всеми ресурсами для исполнения цели. Учитывая, что в условиях управления по результатам инициативный и творческий коллектив — ценнейший ресурс, основные усилия администрации были направлены на создание атмосферы уважения, доверия, успеха каждому участнику образовательного процесса.
Вывод: В МБДОУ создана структура управления в соответствии с целями и содержанием работы учреждения. Контроль носит систематический характер и является основным источником информации для анализа состояния работы, получения достоверных результатов деятельности участников образовательного процесса. Управление носит демократичный характер и способствует как развитию дошкольного учреждения в целом, так и всех участников образовательного процесса.
3.1.5. Характеристика семей ДОУ
Сегодня наше государство нацеливает образовательные учреждения на работу с семьей, на оказание помощи родителями в вопросах воспитания, профилактики, коррекционной работы, вовлечения семьи в образовательный процесс. Только совместная работа педагогов с семьями воспитанников может дать высокий результат качества подготовки воспитанников, овладение основными ключевыми компетенциями. Чтобы грамотно выстроить работу с родителями, необходимо, конечно, изучить семью всесторонне и, как можно, полнее. Первым шагом на этом пути является составление социального анамнеза семьи. Оценив параметры социального анамнеза развития ребенка в семье, можно определить степень благополучия или критичности.

категсоставСоотношение возрастного ценза родителей

соотнош

 

Уровень образования родителей

уров

 

соцстат

Таким образом, подводя итог анализу социального анамнеза семей воспитанников, можно сказать, что подавляющее большинство родителей достаточно молодого возраста (30-39 лет), имеют высшее или среднее профессиональное образование, проживают в отдельной квартире, имеют 1-2 детей, с семейным статусом-полная семья, со средним материальным достатком, основным источником дохода является отец, но семьи не обходятся без поддержки дедушек и бабушек, больше времени воспитанию ребенка уделяет мать. Но есть семьи, где родители имеют только среднее или даже неполное среднее образование, живут в общежитии, имеют низкий материальный достаток, семьи, в которых основным источником дохода являются бабушки и дедушки.
В центре нашего постоянного внимания находятся неблагополучные семьи, семьи, входящие в группы «риска». К этим категориям относятся:
-неполные семьи, семьи, находящиеся в разводе, в которых дети не общаются с отцом или их общение ограничено;
-измененные семьи, в которых у детей появился отчим;
-семьи, имеющие детей-инвалидов;
-семьи, в которых в силу каких-то обстоятельств воспитанием занимаются бабушки и дедушки, а не родители;
-семьи с неустроенность быта, проживающие в общежитии, беженцы с Украины;
-семьи с низким материальным достатком;
-семьи, которые самостоятельно не справляются с материальным обеспечением семьи, в которых основным источником доходом становятся бабушки и дедушки;
-семьи, в которых родители не уделяют необходимого внимания воспитанию ребенка;
-семьи, в которых родители злоупотребляют алкоголем и др.
Исходя из анализа социального анамнеза семей ДОУ, можно выделить следующие направления работы с родителями:
1. Просветительское направление
2. Наглядно-информационное
3. Практико-ориентированное
4. Информационно-аналитическое.
В 2017 году основные усилия были направлены на активное привлечение родителей к участию в воспитательно-образовательном процессе. В результате большинство родителей осознают необходимость и находят возможность участия в различных мероприятиях ДОУ. Рейтинг учреждения у родителей достаточно высокий. Уровень удовлетворённости родителей работой ДОУ также высокий.
Законодательство Российской Федерации, Курской области, города Курска в работе с родителями соблюдается полностью.
3.1.6. Система взаимодействия с организациями-партнерами
Взаимодействие ДОУ с организациями партнёрами осуществляется по направлениям: взаимодействие с организациями по обеспечению образовательной деятельности и взаимодействие по жизнеобеспечению и функционированию ДОУ.
В рамках реализации Программы ДОУ выступает в роли активного помощника семье в обеспечении единого образовательного пространства ―детский сад - семья - социум, способствующего качественной подготовке ребенка к дальнейшему обучению в школе, воспитанию, развитию его индивидуальных возможностей и оздоровлению.
Взаимодействие ДОУ с социумом включает в себя:
1. Работу сорганами местного самоуправления.
2. Взаимодействие с учреждениями здравоохранения.
3. Взаимодействие с учреждениями образования, науки и культуры.

Взаимодействие со структурами 1 и 2 группы в основном направлено на качественное выполнение социального заказа. При выстраивании партнерских отношений со структурами 3 группы педагоги ДОУ стремятся к обогащению содержания деятельности учреждения.
Взаимодействие с каждым из партнеров базируется на следующих принципах: добровольность, равноправие сторон, уважение интересов друг друга, соблюдение законов и иных нормативных актов, обязательность исполнения договоренности, ответственность за нарушение соглашений.

Организации по обеспечению образовательной деятельности:

организ