Главная Документы Отчёты о работе

Публичный доклад за 2014-2015 учебный год.

  АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА КУРСКА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА № 102»
ПУБЛИЧНЫЙ ДОКЛАД
муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детского сада
компенсирующего вида № 102»
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад компенсирующего вида № 102» является звеном муниципальной системы образования города Курска, обеспечивающим квалифицированную коррекцию развития детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Особое внимание уделяется: коррекции нарушений опорно- двигательного аппарата; охране и укреплению физического и психического здоровья воспитанников, приобщению к здоровому образу жизни; развитию личности, её самореализации с учётом индивидуальных возможностей; формированию у детей современного уровня знаний; коррекции речи, оказанию помощи семье в воспитании детей.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад компенсирующего вида № 102»расположено по адресу: г.Курск, проспект Дружбы 5а
телефон 8 (4712) 57 –47 –95
E-mail: Данный адрес e-mail защищен от спам-ботов, Вам необходимо включить Javascript для его просмотра. .
Учредитель: администрация города Курска.
Заведующий-Пашенко Наталья Георгиевна.
Режим работы-7.00-19.00 пять дней в неделю.
Комплектование детского сада осуществляется на основе Положения о комплектовании детьми ДОУ города Курска. Документами для регистрации ребёнка в МБДОУ являются: ксерокопия свидетельства о рождении ребёнка, ксерокопия паспорта родителя (законного представителя) ребёнка, справки, подтверждающие право на внеочередное и первоочередное зачисление ребёнка в ДОУ, направление врача-ортопеда.
Детский сад расчитан на 120 мест, функционируют 6 групп компенсирующей направленности для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Реализация деятельности дошкольного образовательного учреждения основывается на нормативно – правовой базе:
Устав МБДОУ
Лицензия на образовательная деятельность
Лицензия на медицинскую деятельность (сестринское дело в педиатрии, медицинский массаж, физиотерапия)
Свидетельство о государственной аккредитации
Договора об образовательной деятельности между МБДОУ и родителями (законными представителями) воспитанников
МБДОУ № 102 расположено в спальной части города, в стороне от проезжей части дорог, в Северо-западном районе. Детский сад расположен в отдельно стоящем здании, построенном по типовому проекту.
В здании МБДОУ находится 6 групповых помещений со спальнями. В каждой возрастной группе оборудованы зоны, где размещаются материалы для всех видов деятельности: игровой, изобразительной, музыкальной, театрализованной, двигательной и т.д. Группы оборудованы мебелью, пособиями, развивающими играми и игрушками.
В ДОУ имеются функциональные помещения для занятий с детьми:
Кабинет учителей-логопедов, физкультурный и музыкальный залы.
Для осуществления коррекционно-оздоровительной работы в медицинском блоке есть:
Медкабинет, процедурный кабинет, изолятор, физиокабинет, кабинет массажа, зал ЛФК.
Основные задачи учреждения:
• Обеспечение стандарта дошкольного образования как системы требований к содержанию и уровню развития детей каждого психологического возраста с учетом соблюдения преемственности при переходе к следующему возрастному периоду.
• Создание атмосферы эмоционального комфорта, условий для самовыражения, саморазвития.
• Создание условий для коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата.

2.Особенности образовательного процесса.
Под образовательным процессом в ДОУ понимается организованный процесс, целенаправленный на решение задач образования, воспитания и развития личности в соответствии с требованиями государственного стандарта по дошкольному образованию.
В МБДОУ созданы оптимальные условия для охраны и укрепления здоровья детей, их физического и психического развития. Действует оздоровительная программа: закаливание, воздушные и солнечные ванны, босохождение, полоскание горла йодо-солевым раствором, гигиеническая разминка после сна, коррекционные упражнения, массаж, физиотерапия. Организован регулярный осмотр узкими специалистами, врачом ортопедом. По результатам весеннего осмотра детей по основному диагнозу – у 60% воспитанников наблюдается улучшение, 40 % без изменений, ухудшений состояния опорно-двигательного аппарата нет, В условиях ДОУ 205 детей получили электрофорез, КУФ, УВЧ, электростимуляцию, озокерит. Амбулаторное лечение прошли 45 детей, на стационарном лечении находились 16 детей, санаторно- курортное лечение получили 5 детей. В результате коррекционной работы 2 ребёнка переведены из 4 группы здоровья в 3, 16 детей-из 3 группы здоровья во2. Заболеваемость составила 8,7 случаев на одного ребёнка. В этом году подьём заболеваемости произошёл за счёт многочисленных случаев ветрянки. На диспансерном учёте состоит 76 детей. По сравнению с предыдущим годом уменьшилось количество детей с заболеваниями ЖКТ (с 12 до 10), с заболеваниями мочеполовой системы (с 5 до 4), с заболеваниями дыхательной системы (с 5 до 3). Возросло количество детей, наблюдающихся по поводу патологии ЛОР-органов, эндокринной патологии, патологии нервной системы. Выявить детей с данной патологией, не обращавшихся в поликлинику, позволило своевременное проведение профилактических осмотров на базе детского сада квалифицированными специалистами. В целом, эффективность диспансеризации составила 54%.
Уделялось огромное внимание физическому развитию воспитанников. Использовались разнообразные виды и формы организации режима двигательной активности: физпаузы, физминутки, подвижные игры, полосы препятствий, использование тренажёров.
Инструктор по физкультуре Валентина Алексеевна проводила свои занятия в очень интересной игровой форме с использованием элементов лечебной физкультуры. Физическая нагрузка варьировалась в соответствии с индивидуальными особенностями детей, использовались оздоровительные технологии: дыхательная и пальчиковая гимнастики. Спортивные праздники: «Быстрее, выше, сильнее!», « Проводы Зимы», « День защитника Отечества» очень понравились детям и воспитывали соревновательный дух, умение действовать в команде. По результатам диагностики физического развития детей, сформированности физических качеств процент от общего количества составил:
Высокий уровень-33% детей
Средний уровень-66%
Низкий уровень- 1%
Через день дети занимались лечебной физкультурой. Нагрузка давалась дозировано, на все группы мышц. Дети с ДЦП получали индивидуальные упражнения. Инструктор ЛФК на каждом занятии подтверждала своё мастерство и желание помочь детям восстановить двигательную активность. В следующем году необходимо привлекать всех родителей к обучению приёмам лечебной физкультуры для домашних упражнений, внедрять элементы ЛФК во все подвижные игры и занятия .
Успешно работала в этом году психолог Халатян И.А. Она, используя различные методики, обследовала детей в начале года, выявляла трудности в воспитании и проблемы эмоциональной сферы, проводила психологические тренинги. Под её руководством действовала школа для родителей детей, имеющих трудности в воспитании. Педагог поставила работу по диагностике готовности ребёнка к школе на более высокий уровень.
В течение года велась огромная работа учителями- логопедами. На своих индивидуальных занятиях они работали над постановкой звуков, развитием фонематического восприятия, над совершенствованием лексико- грамматического строя речи. Вместе с воспитателями они готовили детей к выступлениям на утренниках, разучивали роли к « Неделе сказок». Активно логопеды сотрудничали с родителями, еженедельно выдавая тетради с заданиями для домашней работы с детьми. В этом году были приобретены новые компьютерные игры по развитию речи в логопедический кабинет. Они позволил использовать современные обучающие программы в коррекции речи детей.
Результатом работы в подготовительной группе стало то, что из 16 детей, имеющих на начало года нарушения речи, 13 идут в школу с чистым звукопроизношением. 3- cо стёртой формой дизартрии, им рекомендованы занятия с учителем-логопедом и в школе.
Занятия педагога по ИЗО Анны Игоревны интересны, поучительны, занимательны. Дети научились использовать разнообразные изобразительные материалы, техники, узнали много нового о художниках и живописи. Молодой педагог с интересом внедряла программу « Цветные ладошки». Работы воспитанников, созданные под руководством педагога стали участниками городских выставок «Золотой ларец», « От сердца к сердцу».
Результаты диагностики по художественно-эстетическому развитию составили:
Высокий уровень-43%
Средний-49%
Низкий- 8%
Музыкальному воспитанию уделялось большое внимание на протяжении всего года. Музыка звучала на комплексных занятиях, на театрализованных представлениях и на спортивных праздниках. В 2015 году дети получили гран-при за участие в конкурсе «Звонкий голосок». Благодаря педагогам по музыке и хореографии, дети стали более раскрепощённые, подвижные. Педагоги стараются так строить утренники, чтобы скрыть физические недостатки воспитанников и дать такое творческое задание ребёнку, где его будет ждать непременный успех. В этом году педагог по хореографии Гурова Наталья Николаевна смогла сделать танцы более содержательными и интересными. На её занятиях дети не только учились делать танцевальные движения, но и старались уловить ритм, характер и настроение музыки. Наталья Николаевна успешно ставила сольные танцы. Дети, участвовавшие в городском конкурсе «Весёлый каблучок», получили грамоты.
Развитие элементарных математических представлений шло на высоком уровне благодаря наличию большого количества раздаточного и наглядного материала, тетрадям на печатной основе, занятиям в игровой форме. Во всех возрастных группах оформлены математические уголки, позволяющие детям в любое время упражняться в счёте, определении времени, закреплении знаний геометрических фигур. Приобретено много новых настольных игр на развитие логического мышления, установление логических связей, для конструирования и сенсорного развития.
Театрализованная деятельность велась очень успешно и результатом длительной творческой работы коллектива, воспитанников и родителей стала « Неделя сказок». Дети всех возрастных групп показали свои постановки. Каждое представление было интересным, эмоциональным, ярким, воспитывало добрые чувства. Дети были артистичны, непринуждённы, раскованы.
МБДОУ № 102 тесно сотрудничает с КИНПО(ПКи ПП)СОО, ФГБОУ ВПО «Курский государственный университет», МКУ «Научно-методический центр города Курска», МБОУ ДОД «Детская школа искусств № 7»,МБОУ «Средняя общеобразовательна школа №51»,военно-историческим музеем «Юные защитники Родины», Государственным театром кукол, МКУК «Централизованная система детских библиотек», МБУК «Детский специализированный центр досуга «Сказка», с Курским областным краеведческим музеем, с ОГИБДД УМВД по городу Курску.
3.Условия осуществления образовательного процесса.
Организация развивающей среды в различных возрастных группах имеет отличительные признаки. В группах раннего возраста выделено большое открытое пространство, где детям предоставлена возможность играть:
крупные игрушки-двигатели,
уголки для развития сенсорики и мелкой моторики,
бытовые игровые уголки,
уголки ряженья.
Во всех группах есть «зеленые зоны» с различными видами растений и предметами ухода за ними, материалами для наблюдений и экспериментирования.
В каждой возрастной группе созданы условия для самостоятельно активного и целенаправленного действия детей во всех видах деятельности:
игровой
двигательной
изобразительной
театрализованной
конструктивной и т.д.
содержатся материалы для развивающих игр и занятий.
Предметно-развивающая среда оформлена в соответствии с современными требованиями и санитарными нормами.
В театральном уголке размещаются ширма, маски сказочных персонажей, кукольный, варежковый, перчаточный, пальчиковой и настольный виды театра. Педагог вместе с воспитанниками готовит костюмы, атрибуты и декорации к маленьким представлениям. Дети – большие артисты, поэтому с радостью участвуют в постановках и с удовольствием выступают в роли зрителей.
Природный уголок служит не только украшением группы, но и местом для саморазвития дошкольников. Подобраны и размещены растения, требующие разных способов ухода, имеется необходимое оборудование: передники, лейки, палочки для рыхления, пульверизаторы. В природном уголке представлены детские поделки из природного материала, экспонаты природы, икебаны.
Для центра искусства «Юный художник» отведено самое светлое, хорошо освещенное в группе место. Здесь воспитанники в свободное время рисуют, лепят, выполняют аппликационные работы. Полки заполнены необходимым изобразительном материалом. В распоряжении детей мелки, акварель, тушь, гуашь и сангина. Детские работы (рисунки, поделки и коллажи) выставляются на всеобщее обозрение на стенде «Творческие идеи», к которому имеется свободный доступ.
Строительный центр Содержимое строительного уголка (конструкторы разного вида, кубики, крупный и мелкий деревянный строительный материал, схемы и чертежи построек) позволяет организовать конструктивную деятельность с большой группой воспитанников, подгруппой и индивидуально, развернуть строительство на ковре либо на столе. Дети, особенно мальчики, всегда с удовольствием занимаются постройками, обыгрывая их, комбинируя с другими видами деятельности (в сюжетно-ролевых играх, играх-драматизациях, ручном труде).
Исследовательский центр, представляет собой мебельный модуль со специально оборудованными стеллажами. На полочках для детского исследования размещаются самые разные природные материалы: мел, песок, глина, камни, ракушки, перья, уголь и т.д. Микроскопы, глобус, лабораторное оборудование, мерная посуда – все это вызывает у детей особый интерес.
В группе выделены зоны сюжетно-ролевых игр - «Больница», «Семья», «Парикмахерская», «Ателье», «Заправка», «Мастерская», «Гараж», «Магазин». Подобранный игровой материал позволяет комбинировать, различны сюжеты, создавать новые игровые образы.
Физкультурный уголок лаконично и гармонично вписывается в пространство групповой комнаты. Он пользуется популярностью у детей, поскольку реализует их потребность к двигательной активности. Здесь дошкольники могут заниматься и закреплять разные виды движений: прыжки с продвижением по извилистой дорожке, подлезание по дугу, игры с мячом, метание в цель и т.п.
1. Мяч- попрыгун предназначен для развития координации движений, стимуляции мышц ног и спины.
2.Современные тренажёры специально для детей- безопасные и яркие. Позволяют развивать мышцы нижних конечностей. « Бегущая по волнам» развивает согласованность движений рук и ног.
3.Ребристая следовая дорожка. Служит для лечения плоско-вальгусных стоп.
4. « Развивающий башмак» учит детей шнуровать, застёгивать пуговицы и молнию. Игра со шнуровкой также служит для развития мелкой моторики.
5. « Роллер»- служит для развития мышц рук и спины, стимулирует мышцы брюшного пресса.
6.Упражнения « кольцеброс», « попади в рот тигру», служат для развития меткости и координации движений.
7.Игольчатые сферы и валики для лечения плоскостопия. « Моталочка»- для развития мышц кисти.
8. « Попади в цель»- развивает мышцы рук, координацию и меткость.
9. Туннели для соревнований, развивающие мышцы рук, ног, вестибулярный аппарат.
Увеличение двигательной активности оказывает благоприятное влияние на физическое и умственное развитие, состояние здоровья детей.
Литературный центр Уют, домашняя обстановка позволяют детям комфортно расположится и погрузиться в волшебный мир книг. Проводятся в литературном центре выставки произведений того или иного автора, литературные викторины и конкурсы.
Уголок безопасности дорожного движения интересен первую очередь мальчикам. Он оснащен необходимыми атрибутами к сюжетно-ролевым играм, занятия для закрепления знаний правил дорожного движения. Это всевозможные игрушки – транспортные средства, светофор, фуражка , жезл регулировщика, макет улицы, дорожные знаки
Полочка красоты, где выставляются народные игрушки, свистульки, глиняные, деревянные игрушки , книги с иллюстрациями, произведения декоративно-прикладного искусства, репродукции с произведениями живописи.
Предметно-развивающая среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально-положительного отношения к детскому саду, обогащает новыми знаниями и впечатлениями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию, создаёт возможность для творческой самореализации ребёнка и организации воспитательно-образовательного процесса на новом качественном уровне.
Особое внимание в МБДОУ № 102 уделяется коррекционно-оздоровительной работе.
Задачами коррекционной работы МБДОУ являются:
1.Оказание профилактической и коррекционной помощи детям с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
2.Изучение уровня физического развития, познавательного, социально-личностного, речевого и индивидуально-типологических особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья, определение основных направлений и содержания работы.
3.Оценка результатов помощи детям и определение степени их готовности к школьному обучению.
4.Формирование у педагогов и родителей информационной готовности к коррекционной работе, координация усилий педагогов и родителей, контроль за качеством проведения коррекционной работы.
В связи с тем, что в МБДОУ все группы компенсирующей направленности для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, определены следующие цели работы педагогов:
1.Обеспечение детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата комфортных условий развития, воспитания и обучения.
2.Проведение необходимой работы по профилактике и коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата.
3.Повышение компетентности родителей, побуждение их к сознательной деятельности по коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата .
Основные направления коррекционной работы
1.Оздоровительная
2.Психопрофилактическая
3.Психокоррекционная
4.Логопедическая
5.Просветительская
6.Консультативная
Участники коррекционного процесса:
1.Медицинский блок: старшая медсестра, медсестра, инструктор ЛФК, медсестра по массажу, физиомедсестра.
2.Психологический блок: педагог-психолог
3.Педагогический блок: учитель-логопед, воспитатели, педагоги дополнительного обучения, специалисты.
Осуществление комплексного подхода предполагает тесное взаимодействие педагогического и медицинского персонала при выборе оптимального содержания для реализации совместно поставленных целей и задач; наиболее эффективного комплекса средств, методов и приемов коррекционно-оздоровительной и профилактической работы, а также разнообразных форм работы с детьми по приоритетному направлению (сохранение и укрепление здоровья детей, предупреждение вторичных отклонений, своевременная коррекция нарушенных функций, создание условий для достижения ребенком близкого к его индивидуальным и возрастным возможностям уровня психомоторного развития).
Одними из основных компонентов реабилитации детей с НОДА являются лечебно-оздоровительные мероприятия, направленные на профилактику, оздоровление и лечение детей с ортопедической патологией, патологией центральной нервной системы, часто болеющих детей.
Такие мероприятия планируются на год и проводятся курсами. Лечебные процедуры осуществляются медицинским персоналом: медсестрами процедурного кабинета, кабинетов ФТЛ, инструкторами ЛФК, медсестрами массажа.
В комплексную коррекцию нарушений опорно-двигательного аппарата входят: лечебная физическая культура (ЛФК), упражнения на тренажерах, общеразвивающие упражнения и подвижные игры на ортопедических мячах, подвижные игры и элементы спортивных упражнений, массаж, физиотерапевтическое лечение (ФТЛ).
Ведущую роль в коррекции движений у детей с НОДА играет лечебная физическая культура, а при ДЦП - это основная форма развития движений.
На занятиях ЛФК решаются следующие задачи:
• оказание общеукрепляющего действия на растущий организм ребенка;
• содействие своевременной коррекции имеющегося патологического и предпатологического состояния;
• повышение защитных сил организма, его адаптационных возможностей.
Занятия по ЛФК проводит инструктор по лечебной физкультуре по назначению врача ЛФК с учетом показаний и противопоказаний к этим занятиям, вида нарушений, степени тяжести течения основного заболевания, состояния здоровья ребенка.
Занятия для детей с тяжелой патологией - индивидуальные и малогрупповые (2-3 ребенка); для детей с легкой формой - индивидуальные, подгрупповые, групповые.
Интенсивность, дозировка и длительность занятий увеличиваются постепенно от минимальных величин до тренировочных(средних и субмаксимальных) в зависимости от степени адаптации ребенка к предлагаемым физическим нагрузкам.
Упражнения могут выполняться пассивно (с помощью инструктора), активно-пассивно (ребенком с помощью инструктора), активно (ребенком самостоятельно).На занятиях ЛФК используются общеразвивающие, корригирующие, дыхательные упражнения, упражнения на расслабление, координацию движений, на развитие функции равновесия, развитие ритма и пространственной ориентации, формирование правильной осанки и коррекцию функциональной недостаточности стопы.
У детей с НОДА отмечается снижение таких физических качеств, как ловкость, скорость, сила и выносливость. Поэтому необходимо применять специальные упражнения на формирование основных двигательных навыков, умений и развитие физических качеств (ходьба, бег, лазанье, ползание, перелезание, равновесие, прыжки, метание), тонкой моторики.
В условиях зала ЛФК для оздоровления детей используются:
- солнечные процедуры - искусственное облучение с помощью ламп ультрафиолетового облучения (УФО);
- воздушные процедуры - лампы Чижевского для аэроионизации воздуха;
Оздоровительно-профилактические мероприятия
Профилактические мероприятия
• Строгое соблюдение режима дня.
• Правильная организация теплового режима в помещениях детского сада (в группах, залах ЛФК, физкультурном зале, и др.).
• Соответствие одежды детей температурному режиму помещений и температуре воздуха на улице.
• Своевременная изоляция заболевших детей в детском саду, карантинных групп.
• Кварцевание помещений групп детского сада в периоды повышения заболеваемости вирусными инфекциями и во время карантина, кварцевание ясельной группы - ежедневно.
• Проведение профилактических мер в период повышения заболеваемости острыми вирусными инфекциями: закладывание в нос оксолиновой мази; закапывание интерферона в нос детям и сотрудникам; масочный режим для персонала.
• Аромопрофилактика (с использованием лука и чеснока в виде ароматов и в пищу) в осенне-зимний период.
• Своевременное выявление очагов хронической инфекции. Основным профилактическим средством нарушений осанки у детей является правильная организация статико-динамического режима, регулирующего нагрузки на опорно-двигательный аппарат ребенка.
Оздоровительные мероприятия
Регулярный осмотр педиатром в декретированные сроки:
.дети2-3 лет - 1 раз в месяц;
• дети с неврологическими заболеваниями - 1 раз в квартал;
• остальные дети - 2 раза в год.
Профилактический осмотр специалистами 1-2 раза в год и по показаниям (окулистом, кардиоревматологом, ЛОР-врачом, дерматологом, эндокринологом, хирургом, ортопедом, гинекологом, врачом ЛФК). Лечение заболеваний носоглотки, полости рта, кариеса (у стоматолога).
Общие анализы крови, мочи, кала на я/г - 1-2 раза в год и по показаниям.
Лабораторные и функциональные обследования - 2 раза в год, по показаниям - чаще.
Профилактика дисбактериоза: бифидумбактерин, бифиформ, лактобактерин, полибактерин, хилак-форте и др. - 1-2 раза в год курсами по 2-3 недели.
В адаптационный период:
. щадящий режим;
. кратковременное пребывание в детском саду;
. усиленный питьевой режим;
. препараты, повышающие иммунитет;
. общеукрепляющие средства (витамины группы А, Е, С);
. музыкотерапия, релаксация;
. исключение всех видов медицинских процедур (профилактических прививок, инъекций, массажа, ЛФК)
. динамическое наблюдение педиатром.
Закаливание
Одна из важнейших задач дошкольного учреждения - предупреждение и профилактика острых и хронических заболеваний, снижение риска простудной заболеваемости. Совместно с медицинским персоналом педагоги решают вопросы оздоровления и закаливания детского организма. Выбор способа закаливания зависит от тяжести заболевания, возраста, индивидуальных особенностей ребенка.
Закаливание - это обеспечение рационального сочетания температуры воздуха и одежды ребенка, достаточное пребывание на свежем воздухе, рациональная организация сна.
Закаливание воздухом:
. воздушно-контрастное закаливание (по методике Ю.Ф.Змановского);
. воздушные ванны во время утренней корригирующей гимнастики, физкультурных занятий, физкультурных досугов, активной гимнастики после дневного сна, во время занятий ЛФК, массажа;
. дневной сон с доступом свежего воздуха;
. утренний прием и гимнастика в теплое время года на улице;
• ультрафиолетовое облучение (УФО) по традиционной методике;
• аэроионизация воздуха (ежедневно - 30 мин перед дневным сном и 30 мин в игровом помещении; 2-3 курса в год по 10 дней в течение 30 мин).
Закаливание воздухом - наиболее щадящий способ оздоровления детей с НОДА. Более сильное средство закаливания - водные процедуры.
Закаливание водой:
• умывание и обливание рук прохладной водой;
• закаливание носоглотки - ежедневное полоскание рта и горла кипяченой водой комнатной температуры, отварами трав;
• обливание ног водой летом (начальная температура + 300, через 1-2 дня снижается на 20 и доводится до +16 - +140);

Лечебные мероприятия для детей с ортопедической патологией
. Консультация ортопеда 2 раза в год по показаниям.
. Регулярное наблюдение врача Л Ф К и составление индивидуальных комплексов.
. Консультация врача-физиотерапевта с последующим назначением физиотерапевтического лечения.
Строгий ортопедический режим: сон на щите без подушки; ношение ортопедической обуви с использованием супинаторов; ношение реклинаторов; ношение ортопедических воротников (по показаниям); использование корсетов;
Ортопедическая коррекция: туторы; лечебная гимнастика по индивидуальным комплексам; массаж.
Ортопедический режим в группе: соответствие мебели росту ребенка; контроль за сохранением правильной позы ребенка (стоя, сидя, лежа) во время занятий и самостоятельной деятельности; своевременная смена деятельности, сидение в статической позе – не более 10-15 мин, сидение с опорой ног на ножную подставку (угол90); контроль за правильной шнуровкой при ношении ботинок, оказание помощи при снятии обуви на сон в младших группах; сохранение правильной позы во время сна - сон на спине, руки вдоль тела; сон на ровной жесткой постели без подушки или на бабочковидной маленькой подушке; снятие ортопедического воротника во время приема пищи, утренней гимнастики, физкультурных занятий, сна; ношение предметов тяжестью не более 500 г; упражнения с набивными мячами (весом 1 кг) под контролем инструктора ЛФК.
Лечебная физическая культура
Оказывает лечебно-профилактическое действие, предупреждает возникновение осложнений основного заболевания у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.
Основные цели: общеукрепляющее действие на организм ребенка; своевременная коррекция имеющегося патологического и предпатологического состояния; повышение защитных сил организма, его адаптивных возможностей.
Механизмы лечебно-профилактического действия ЛФК: тонизирующее влияние; трофическое действие; формирование компенсаций; нормализация функций.
Основные принципы построения занятий ЛФК
• индивидуальный подход (учет степени двигательного дефекта, возраста и психики ребенка);
• систематичность (подбор упражнений и последовательность их применения);
• регулярность (ежедневно или несколько раз в день на протяжении длительного времени);
• длительность (многократное повторение упражнений во время процедуры и в период курсового лечения);
• постепенность (нарастание физической нагрузки в процессе лечения);
• «рассеянность» нагрузки (чередование упражнений для рук, ног, туловища);
• расслабление, растягивание (дыхательными упражнениями, паузами для отдыха).
Дидактические принципы ЛФК: наглядность; доступность; активность и осознанность (для детей старшего дошкольного возраста); систематичность; последовательность.
Формы организации ЛФК: индивидуальная; подгрупповая (малогрупповая); групповая.
При тяжелых патологиях предпочтение отдается индивидуальным и малогрупповым формам организации детей.
Общие методические особенности занятий ЛФК
1. Занятия проводятся с подгруппой детей.
2. Длительность занятия в зависимости от возраста детей – от 25 до 35 мин.
3. В занятие включаются общие и индивидуальные упражнения. Общие упражнения занимают большую часть времени, так как укрепление мышц спины и живота, увеличение подвижности позвоночника не только являются основными на всех этапах тренировки, но и совпадают при различных нарушениях осанки.
4. На каждом занятии создаётся положительный эмоциональный фон, использовать игровые задания и музыкальное сопровождение.
6. Занятие состоит из трех частей: вводной, основной и заключительной.
Лечебная гимнастика на ортопедических мячах
Гимнастика на специальных мячах - это метод двигательной реабилитации, применяющийся при дегенеративно-дистрофических процессах в позвоночнике и суставах; глубоких изменениях мышечной и суставной ткани; гипокинезии, нефизиологических позах (длительном сидении).
Значение лечебной гимнастики на ортопедических мячах:
- улучшение кровообращения, нормализация обменных процессов, подвижности суставов, эластичности тканей, активизация регенеративных процессов при заболеваниях опорно - двигательного аппарата;
- развитие и укрепление различных групп мышц;
- приведение в оптимальное положение позвоночника;
- совершенствование центрального динамического контроля; . оказание тренирующего эффекта на дыхательную, сердечно -сосудистую и другие системы организма;
- улучшение мышечного тонуса, укрепление и расслабление
различных групп мышц. Задачи: . создание наиболее оптимальных условий для правильного положения тела и гармоничной тренировки основных групп
мышц; способствование мышечному расслаблению; . развитие мышечно-суставного чувства и сенсомоторных координаций;
- формирование правильной осанки, оптимального двигательного стереотипа; . улучшение функции равновесия и двигательной координации; . стимуляция деятельности органов и систем (сердечно -сосудистой, дыхательной, вестибулярной и др.);
- развитие силовой и общей выносливости, улучшение тонуса мышечной системы, усиление «мышечного корсета»;
- оптимизация эмоционального состояния ребенка, воспитание социально уверенного поведения; . оптимизация моторного поведения; . развитие пространственной ориентировки
Упражнения на тренажерах
Тренажеры и тренировочные устройства в зале ЛФК являются
хорошим дополнением к традиционной гимнастике.
Выполнение физических упражнений с помощью тренажеров имеет ряд преимуществ перед традиционными формами выполнения физических упражнений.
Осуществляется подбор физических упражнений, локально воздействующих на определенные мышечные группы; причем выбор таких упражнений разнообразен.
Упражнения выполняются в различных плоскостях и исходных положениях; занятия на тренажерах увлекательны и эмоциональны.
Значение физических упражнений на тренажерах:
• восстанавливают тонус центральной нервной системы и ее функциональные возможности;
• усиливают связи между моторным анализатором мозга и вегетативными центрами, что улучшает деятельность всех внутренних органов и систем, в первую очередь сердечно-сосудистой и дыхательной систем;
• улучшают трофические и обменные процессы, ускоряют регенерацию;
• увеличивают объем мышц и их сократительную способность.
В основе применения физических упражнений на тренажерах лежит принцип тренировки, т.е. систематическое выполнение физических упражнений с постепенным увеличением нагрузки до уровня, соответствующего функциональным возможностям организма или оптимального для него уровня.
Задачи:
- целенаправленное коррекционное воздействие на определенные группы мышц и функциональные системы;
- коррекция нарушений моторики при всех формах заболеваний:
- повышение тонуса мышц и развитие их силы;
- увеличение подвижности суставов;
- развитие и укрепление торсионных движений (поворотов тела в вертикальном положении);
- формирование активных произвольных движений рук, ног, туловища;
- формирование и закрепление навыка ходьбы, правильного переступания с сохранением определенного ритма передвижения;
- осознанное освоение движений; воспитание волевых усилий;
- повышение положительного эмоционального тонуса детей.
Коррекционная направленность работы по физическому воспитанию детей с нарушением опорно-двигательного аппарата
Физическое воспитание детей с нарушением опорно-двигательного аппарата решает образовательные, оздоровительные, воспитательные и коррекционные задачи, направленные на коррекцию двигательных нарушений детей.
Нарушения в моторном развитии детей приводят к гиподинамии, отрицательно влияют на Функциональное состояние организма, ведут к отставанию в общем и моторном развитии ребенка (речевом, интеллектуальном, психическом и т.д.).
Организация комплексной системы физического воспитания детей, имеющих такие нарушения, создает условия для:
• укрепления здоровья детей, повышения функциональных возможностей организма, улучшения деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной систем и др.;
• развития основных движений и физических качеств, формирования пространственной ориентации, развития координации движений;
• коррекции и компенсации двигательных нарушений;
• общего развития ребенка (развития речи, психики, интеллекта, анализаторных систем, развития личности ребенка).
Физическое воспитание детей с НОДА включает специальные коррекционные задачи, способствующие преодолению недостатков физического развития и осуществлению взаимосвязи с медицинской реабилитацией детей:
• достижение соответствующего возрастным особенностям уровня развития основных движений, физических качеств,
координации движений, ориентировки в пространстве и др.;
• коррекция здоровья и физического развития путем использования специальных средств и методов, способствующих повышению функциональных возможностей, укрепляющих опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую и дыхательную системы;
• преодоление недостатков, возникающих на фоне двигательной патологии при овладении движениями (страх перед новым, боязнь пространства, неуверенность при передвижении, скованность движений и др.);
. активизация и упражнение двигательного аппарата в процессе физического воспитания во взаимосвязи с реабилитационной работой медицинского персонала.
Предусмотрены пропедевтические (подготовительные) упражнения для освоения более сложных двигательных действий для детей, нуждающихся в индивидуальных формах обучения.
Задачи физического воспитания решаются комплексно: в занятия с детьми включаются общеразвивающие, корригирующие упражнения, дыхательные упражнения, упражнения на выработку правильной осанки (у стены без плинтуса), упражнения на расслабление, снятие психофизического напряжения, основные виды движений, подвижные игры (при нарушениях осанки, деформации стоп, при заболеваниях органов дыхания) и элементы спортивных упражнений.
В общеразвивающие упражнения включены корригирующие упражнения на развитие мышц шеи, мелкой моторики рук, на формирование правильной осанки, укрепление мышечного корсета, мышечно-связочного аппарата стопы.
Содержание спортивных упражнений и подвижных игр предусматривает задачи развития двигательных навыков в коррекционных условиях.
При построении работы по физическому воспитанию учитываются индивидуально-дифференцированный подход к детям(состояние физического и психического здоровья, интеллектуальное развитие ребенка); принцип комплексности (сочетание педагогических, психологических, медицинских мер воздействия на ребенка).
В работе по физическому воспитанию принимаются во внимание рекомендации врача-ортопеда, врача-невропатолога, врача ЛФК в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями детей, противопоказаниями к тем или иным видам движений.
В связи с низкими двигательными потенциальными возможностями детей используются доступные им виды заданий. Содержание подвижных игр и элементов спортивных упражнений предусматривает решение задач коррекции двигательного развития детей, опираясь на их двигательные возможности.
Последовательность формирования движений у детей: 1. Голова. 2. руки и плечевой пояс. 3. Туловище. 4. Ноги. 5. 1-2-3-4 - совместные действия.
Сначала все движения выполняются в крупных суставах, расположенных ближе к туловищу (плечевом, тазобедренном), затем постепенно захватываются средние суставы (локтевой и коленный), позднее - лучезапястный и голеностопный.
Таким образом, формирование движений ребенка следует начинать с его верхних отделов - к нижним, от туловища - по направлению к конечностям. Работа организуется в зависимости от уровня двигательного развития ребенка и независимо от его возраста.
Развитие тонкой моторики
Развитие функции рук тесно связано с формированием общей моторики . Руки принимают участие в сохранении вертикального положения тела, в поддержании позы на животе, поворотах туловища со спины на живот и наоборот.
Особое значение имеют руки для формирования функции равновесия, предохраняя ребенка от падения в любых положениях.
Многие исследователи отмечают взаимосвязь развития речи и мозга с состоянием мелкой моторики рук (М.Кольцова, Б.А.Архипов, В.В.Цвынтарный и др.).
Систематические занятия по тренировке тонких движений пальцев рук, кисти оказывают стимулирующее влияние на развитие речи и являются мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, У детей улучшаются память, внимание, слух, зрение.
Уменьшению вялости кисти способствуют упражнения на ее супинацию с использованием вспомогательных приспособлений: движения поворота ключа, выключателя, игра «Покажи ладони».
Для тренировки захвата предметов двумя пальцами применяется собирание предметов разной величины, сначала крупных, затем мелких; рисование карандашом, куском мела, удержание .чашки за ручку. Очень полезны упражнения на катание мячей, шариков, бросание и ловлю предметов, развивающие отталкивающую функцию рук, зрительно-моторную координацию.
По мере развития тонкой моторики, расширения двигательной и познавательной активности, возрастания мотивации к выполнению заданий и упражнений объединяются упражнения в игровые комплексы по развитию крупной и тонкой моторики, разыгрывая сюжетные ситуации для ребенка. Используются игры-драматизации, теневой театр с такими упражнениями.
Занятия проводятся ежедневно в течение нескольких месяцев и лет до достижения максимальной компенсации нарушений тонкой моторики и социальной адаптации.
Коррекционная направленность пальчиковой гимнастики заключается в том, что она решает комплексную задачу развития движений, психических процессов и личности в целом, оказывает общеукрепляющее влияние на организм ребенка и повышает работоспособность мышц, сокращает сроки адаптации к выполнению физических нагрузок, способствует усвоению детьми различного ритма, автоматизирует согласованную деятельность рук у детей .
Специальные упражнения по развитию тонких движений пальцев рук улучшают подвижность мышц, способствуют объединенной работе кистей рук, совершенствуя их координацию, тем самым укрепляя общее состояние здоровья детей.
Питание в МБДОУ № 102 осуществляется в соответствии с утверждённым 10-дневным меню. Поставка продуктов осуществляется на основании договоров и муниципальных контрактов. Основной набор продуктов поставляет ИП Кириченко. Блюда детской кухни разнообразны, сбалансированы и вкусны. Проводится витаминизация третьего блюда, круглый год дети получают соки, фрукты и овощи.
4. Кадровый потенциал.
Образовательное учреждение полностью укомплектовано педагогическими кадрами: 12 воспитателей, музыкальный руководитель, инструктор по физкультуре, педагоги дополнительного образования по ИЗО, хореографии, ОЧПС, 2 учителя логопеда, педагог-психолог.
Все педагоги имеют педагогическое образование.
Квалификационная характеристика педагогов детского сада:
Уровень квалификации педагогов постоянно растёт. Все педагоги аттестованы: 1 имеет высшую квалификационную категорию, 10-первую.
Педагогический стаж работников ДОУ велик- 90% педагогов работают в детском саду с открытия в 1983 году.
В течение учебного года педагогический коллектив осуществлял поиск и внедрение инновационных моделей деятельности дошкольного учреждения, педагогических технологий, позволяющих развивать новый тип профессионалов, что обусловлено современными требованиями к образованию в целом.
Проведенный анализ деятельности педагогов позволил выделить, следующее:
95% педагогов умело, и творчески подходят к построению развивающей предметной среде группы, умеют координировать свою деятельность с деятельностью специалистов для обеспечения высокого качества развития и воспитания детей своей возрастной группы.
Главной целью в работе методической службы является оказание действенной помощи педагогам в совершенствовании их практического мастерства и собственного потенциала.
Использование таких форм работы как: повышение квалификации через педагогические советы, семинары - практикумы, игровые тренинги, консультации, деловые игры, панорамы педагогического мастерства ; повышение уровня самообразования через знакомство с новинками педагогических изданий (методический час)позволило на конец учебного года у большинства воспитателей повысить теоретическую и практическую подготовку, дало возможность более умело и грамотно организовывать жизнедеятельность детей, планировать и проводить регламентированную деятельность. Эти факты позволяют сделать вывод, о приобретении педагогами собственного стиля профессиональной деятельности, основанной на компетентности.
В 2014-2015 учебном году в практике работы ДОУ использовался проектный метод, являющийся уникальным средством обеспечения сотрудничества детей и взрослых, способом реализации личностно – ориентированного подхода к образованию.
Таким образом, созданные в дошкольном учреждении условия для развития интеллектуального и инновационного потенциала коллектива позволяют правильно прогнозировать, моделировать и строить образовательный процесс в ДОУ.
Анализируя работу педагогического коллектива, следует отметить, что намеченные мероприятия по реализации годовых задач выполнены. План образовательной работы на 2014-2015 учебный год выполнен на 100 %.
5.Финансовые ресурсы МБДОУ и их использование.
Финансирование учреждения осуществляется из бюджета города Курска. У детского сада есть лицевой счёт через который осуществляются все платежи. Плата за присмотр и уход за детьми в детском саду составила 120рублей в день. Дети- инвалиды и находящиеся под опекой освобождены от платы за присмотр и уход в саду.
Большое внимание уделяется безопасности . Установлена пожарная сигнализация, прямой выход на пульт пожарной охраны, есть тревожная кнопка. С обслуживающими организациями заключены договора и осуществляется своевременная оплата. Установлено видеонаблюдение.
Оплачиваются услуги спецавтобазы, производственный контроль Роспотребнадзора, ежегодный медосмотр сотрудников, плата за негативное воздействие на окружающую среду, коммунальные платежи. Разработана программа энергосбережения. На её реализацию выделено 300 000 рублей.
Бюджетных средств недостаточно для успешного функционирования детского сада, поэтому с 2007 года в учреждении работает Некоммерческое партнерство «Попечительский совет муниципального дошкольного образовательного учреждения» Некоммерческое партнёрство имеет свой счёт, на который родители и различные организации вносят средства. Объём средств попечительского совета в 2014-2015 учебном году составил 460 000 рублей. Все средства пошли на укрепление материально-технической базы детского сада. Были приобретены кровати, стулья, игрушки, аппараты для физиотерапии, сделан ремонт 3-х групп, ремонт веранд, приобретено новое оборудование для прогулочных участков.
Таким образом, созданная в МБДОУ № 102 материально-техническая база и медико-социальные условия, соответствует нормативным требованиям, что подтверждается актами приёмки МБДОУ к новому учебному году, заключением Госпожнадзора, заключением Роспотребнадзора.

6.Перспективы и планы развития.
Перед коллективом ДОУ стоит задача внедрения новой образовательной программы в соответствии с новыми образовательными стандартами, построенной на адекватных возрасту видах деятельности и формах работы с детьми, обеспечивающей построение образовательного процесса в соответствии с принципами целостности и интеграции дошкольного образования.
Дальнейшее развитие дошкольного учреждения, которое определилось с учетом его возможностей и социальным заказом родителей предусматривает использование модульного принципа педагогического процесса. После каждого тематического модуля предполагается проведение различных форм контрольно-диагностических мероприятий с активным взаимодействием педагогов, родителей, социальными партнерами. Сочетание различных организационных форм в зависимости от целей и задач модуля поможет успешно повысить уровень методологической компетентности руководителей , специалистов и воспитателей ДОУ, совершенствовать алгоритм управленческой деятельности, необходимые при организации деятельности ДОУ в режиме инновации. Особый интерес будут представлять – сенсорные маршруты, созданные как на территории детского сада, так и в его помещениях. Каждый маршрут планирует развивать определенный вид восприятия в большей степени с учетом возрастных, гендерных и индивидуальных особенностей.
Предположение результатов всей проектной деятельности будет направлено на:
-повышение уровня профессиональной компетентности педагогов по вопросам коррекционно-оздоровительной работы в ДОУ;
-расширение здоровьесберегающего пространства ДОУ;
-сформированность ведущих характеристик личности ребенка: самостоятельность, активность, целеустремленность, любознательность, коммуникативность, развитие творческих способностей и навыков, самооценки.
-снижение детской заболеваемости, приобщения к здоровому образу жизни, снижение детской агрессивности, овладение разнообразными видами движения и закаливания.
-обновление содержания и технологий образования воспитанников.
-создание новой структуры образовательного процесса.
-построение развивающей среды с полным переходом на личностно-ориентированную модель взаимодействия педагогов с детьми.
Коллектив детского сада с уверенностью смотрит в будущее. Наша деятельность направлена на особый подход пребывания ребенка в детском саду - чтобы все, что окружает детей, вызывало чувство радости и красоты, помогало компенсировать физические недостатки . Работа МБДОУ № 102 вызывает положительные отзывы от родителей, от организаций, которые сотрудничают с детским садом, опыт работы МБДОУ обобщён на муниципальном уровне. Методический центр города Курска и комитет образования города Курска дают высокие оценки работе педагогов и администрации МБДОУ № 102.

СПЕЦИАЛЬНЫЙ раздел "Сведения об образовательной организации"
  • IP1J0297.jpg
  • IMG_9624.jpg

propal rebenok