Положение

об адаптированной образовательной программе для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

с нарушением опорно-двигательного аппарата МБДОУ №102

 адаптир прогр

2. Цели и задачи Программы.

2.1. Программа ДОУ определяет содержание и организацию образовательной
деятельности в ДОУ.
2.2. К целям и задачам ДОУ отнесены следующие ключевые цели, соответствующие ФГОС ДО:
 содействие семье в формировании общей культуры, развитии физических,
интеллектуальных и личностных качеств растущего ребенка;
 формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность;
 сохранение и укрепление физического и психического здоровья дошкольника;
 развитие содержательного партнерства для создания единого образовательного пространства ребенка;
 повышение родительской компетенции;
 содействие современному российскому обществу в передаче новому поколению традиционных отечественных нравственных гуманистических ценностей и идеалов;
 содействие государству в формировании основ патриотического чувства и
гражданской принадлежности формирующейся личности;
 сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей и
формирование у них привычки к здоровому образу жизни;
 способствование современному и полноценному психическому развитию каждого ребенка;
 обеспечение каждому ребенку возможности радостно и содержательно прожить период дошкольного детства.
Задачи:
- охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
- обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
- обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования,
реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее - преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования);
- создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными
и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
- объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
- формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;
- обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программ и
организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;
- формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным,
индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
- обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения
компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и
образования, охраны и укрепления здоровья детей.
2.3. Программы ДОУ включает инвариативную (обязательную) часть и вариативную (формируемую участниками образовательных отношений) часть. Вариативную часть каждая возрастная группа ДОУ может формировать отдельно на основе интересов и запросов родителей воспитанников.
2.4. Программа ДОУ формируется как программа психолого-педагогической
поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования).
2.5. В Программе ДОУ определена продолжительность пребывания детей в ДОУ, режим работы, предельная наполняемость групп.

3. Содержание и структура Программы.

3.1. Содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах детской деятельности и охватывает структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (образовательные области):
- социально-коммуникативное развитие;
 познавательное развитие;
 речевое развитие;
 художественно-эстетическое развитие;
 физическое развитие.
3.2. В содержание Программы указываются аспекты образовательной среды:
- предметно-пространственная развивающая образовательная среда;
 характер взаимодействия со взрослыми;
 характер взаимодействия с другими детьми;
 система отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе самому.
3.3. Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми для реализации ФГОС ДО.
3.4. В обязательной части Программы раскрывается содержание образовательной деятельности по пяти образовательным областям, описание форм, способов, методов и средств реализации Программы, комплексность подходов для обеспечения развития детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях.
3.5. Часть, формируемая участниками образовательных отношений, представлена выбранными и (или) разработанными участниками образовательных отношений самостоятельно образовательными программами, направленными на развитие детей в одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности и (или) культурных практиках (парциальные образовательные программы), методиками, формами организации образовательной работы, спецификой национальных, социокультурных условий, традиций учреждения, группы.
3.6. Объем обязательной части Программы занимает не менее 60% от ее общего объема; части, формируемой участниками образовательных отношений, не более 40%
3.7. Программа ДОУ содержит три основных раздела:
- целевой,
 содержательный,
 организационный,
в каждом из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений.
3.8. Целевой раздел Программы состоит из:
- Пояснительной записки, в которой раскрываются цели и задачи реализации
Программы; принципы и подходы к формированию Программы; значимые для разработки и реализации Программы характеристики (дети, родители, педагоги).
- Планируемые результаты освоения Программы, которые конкретизируются требованиями ФГОС ДО к целевым ориентирам в обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений.
3.9. Содержательный раздел Программы раскрывает общее содержание Программы,
обеспечивающее полноценное развитие личности детей и включает:
- Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развитияребенка, представленными в пяти образовательных областях, содержит перечень используемых вариативных примерных основных образовательных программ и методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания;
- Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программыс учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов;
- Описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей;
- Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик;
- Способы и направления поддержки детской инициативы;
- Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников.
3.10. Содержание коррекционной работы и (или) инклюзивного образования включается в Программу и содержит специальные условия, механизмы адаптации Программы, использование специальных образовательных программ и методов, специальных методических пособий и дидактических материалов, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий и осуществление квалифицированной коррекции нарушений их развития.
3.11. Организационный раздел Программы содержит описание материально-
технического обеспечения Программы, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания, включает распорядок или режим дня в холодный и теплый период года, особенности традиционных событий, праздников, мероприятий;
особенности организации предметно-пространственной среды.
3.12. В случае, если обязательная часть Программы соответствует примерной
образовательной программе, она оформляется в виде ссылки на соответствующую примерную образовательную программу. Обязательная часть представляется развернуто, в случае если она не соответствует одной из примерных.
3.13. Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений, может быть представлена в виде ссылок на соответствующую методическую литературу, позволяющую ознакомиться с содержанием выбранных участниками образовательных отношений парциальных программ, методик, форм организации образовательной
работы.
3.14. Рабочие учебные программы по образовательным областям разрабатываются в соответствие с адаптированной образовательной программой для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья с нарушением опорно-двигательного аппарата МБДОУ №102, парциальными программами и с учетом регионального компонента.

4. Презентация Программы.

4.1. Дополнительным разделом Программы является текст ее краткой презентации.
4.2. Краткая презентация ориентирована на родителей (законных представителей) и размещается на сайте ДОУ.
4.3. Структура Презентации:
 Возрастные и иные категории детей, на которых ориентирована Программа;
 Используемые Примерные программы;
 Характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями детей.

5. Механизм реализации Программы.

5.1. На заседании установочного педагогического совета в августе перед
началом учебного года образовательная программа и рабочие программы
педагогов возрастных групп принимаются и утверждаются.
5.2. Руководитель ДОУ утверждает по ДОУ перечень примерных
образовательных программ и разрешает их реализацию в текущем учебном году. Основанием для приказа является решение педагогического совета.
Ответственность за работу педагогического совета и издания приказа возлагается на руководителя ДОУ.
5.3. Учебно-методические комплекты (далее УМК), необходимые для
организации образовательной деятельности выбираются педагогами ДОУ из
Федерального перечня, рекомендованного Министерством образования и науки
РФ и региональными органами управления образования.
5.4. Педагоги ставят в известность родителей (законных представителей) об
использовании УМК.

6. Сроки реализации Программы

6.1. Программа разрабатывается на срок не более 5 лет.
6.2. В ходе реализации Программы возможны изменения, вызванные
технологизацией образовательной деятельности, необходимостью обновления содержания образования, внедрением новых методик.
6.3. Ежегодно утверждаемые учебные планы, программы, если они не меняют в корне концепцию и направленность дошкольного образования, приоритетные направления образовательной деятельности, являются дополнениями к основной образовательной программе ДОУ.

7. Организация контроля за реализацией Программы

7.1. Контроль выполнения Программы и освоение ее содержания
воспитанниками осуществляется старшим воспитателем не менее двух раз в год и организуется в соответствии с положением о системе мониторинга качества образовательного процесса.
7.2. Общее руководство реализацией Программы ДОУ осуществляется руководителем.
Вопросы о ходе реализации рассматриваются на административных совещаниях, заседаниях педагогического совета.
7.3. Ответственность за реализацию Программы возлагается на администрацию ДОУ.
7.4. ДОУ несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетентности, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования выпускников ДОУ, а также за жизнь, здоровье воспитанников, работников образовательного учреждения.
7.5. За нарушение или незаконное ограничение права на образование и предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод воспитанников, родителей (законных представителей) несовершеннолетних воспитанников, нарушение требований к осуществлению образовательной деятельности ДОУ и его должностные лица несут административную ответственность в соответствии с Кодексом Российской Федерации
об административных правонарушениях.
7.6. Срок действия настоящего положения действует до внесения изменений в законодательные акты, регламентирующие организацию образовательной
деятельности.